ОТЧЕТ о горном, туристском походе 2 с эл. 3 к. с., совершенном командой Горного клуба МГУ в июле 2014г., на Памиро-Алае  (Высокий Алай и Дугоба: р-он лед. Абрамова, хребты Алайский и Коллекторский. Киргизия) Рук.: Сергин К.С.

Отчёт выложен по адресу: http://kostya-sergin.narod.ru/pohod/pohod2014/mount2014/dugoba2014.htm


Вернуться к оглавлению;   Вперёд, к техотчёту     Назад, на стр.  "Походы"     На страницу подготовки похода    Перейти  к приложениям и выводам.   

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ИДЕЯ И ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ

Список принятых в тексте сокращений
г. - гора; в. - вершина; пер. - перевал; р. - река, ручей; (ор) - орографически; чхв - чистое ходовое время; ГЗЛ - граница зоны леса; пхд - по ходу движения; оз. - озеро; м/н - место ночевки; град. - градусов; п/п - первопрохождение; бер. - берег; а/л - альплагерь; Ю-В - юго-восточный и т.п.;

Выбор района похода 

Идея похода, кроме очевидного:  духовного и физического развития, повышения/поддержания туристского мастерства, получения удовольствия посредством преодоления трудностей и от общения с единомышленниками, содержала аспект созерцания и познания нового, в связи с осмыслением исторических материалов: геологические изыскания на Памиро-Алае начались в древние времена, а серьёзно геологоразведка сюда пришла в начале 20 века. Район ледника Абрамова тщательно изучался.

Наиболее известен золотой рудник в долине р. Караказык (Юж. Караказык) и ГМС на правобережной морене лед. Абрамова. Правда рудник временно закрыт и китайцев оттуда прогнали, а уникальная, высокогорная гидрометеостанция ГМС взорвана в 1999 году во время боестолкновений. Подробно здесь. Теоретически, в 2011г где-то была установлена автоматическая метеостанция, но мы её не увидели. Интересно посмотреть своими глазами на то, что описывалось геологами. Известные с древних времён горячие источники Джиалису тоже привлекали. Паломники туда идут через перевалы, караванами из Айдаркена (Хайдаркена), кстати, известного своими шахтами и ртутным комбинатом. Этот вариант начала/завершения маршрута рассматривался нами.

При планировании нашего маршрута не ставилось особых спортивных задач, выходящих за рамки обычного горного похода 2 к.с. с поправкой на желание пройти перевал 2А, выводящий в верховья ледника Абрамова.  Мы хотели попасть на горячие источники Джиалису, куда довольно сложно добраться в линейном походе. Точнее сложно+дорого организовать заброску. В нескольких походах наши предшественники хотели, но не успели это сделать. Связано это с тем, что перепады высот тут довольно велики, и обычное планирование, применимое для Кавказа или , Терскея, не срабатывает. Надо либо компактную, мощную, быстроходящую группу, чтоб не скатиться на запасные варианты, либо планировать график как для Памира или Ц. Тянь-Шаня. Именно так и было сделано сейчас: не спешить, спокойно пройти всё, имея в составе небеговых участников. Построение нитки маршрута, в частности кольцо с прохождением горячих источников очень не одобрили все члены МКК МГУ  но, формально и логически это имело право на жизнь и было успешно реализовано. Оставив изящное построение маршрута победителям чемпионатов, мы прошли то, хотелось и довольны этим :)

Также мы хотели кроме гор, увидеть живую Киргизию, Азию, в частности посетить известные/знаменитые пещеры в окрестностях Оша и иметь время на неспешные прогулки по городу. Посетили только одну: Чиль-Устун. Довольны и этим. Последующая поездка 4-х человек из группы по Узбекистану тоже была запланирована и успешно реализована. Подробнее - дальше.

Краткая характеристика района (взято отсюда: http://poxod.ru/guidebook/highalaj/p_highalaj_uzeldugobasew_a.html и отсюда: http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1202/alay.htm, http://www.pamir-alay.com/Description/Regions/Dugoba_region/1.html   )

Высоким Алаем в туристической литературе называется участок Алайского хребта  к востоку от Матчинского горного узла до перевала Тенгизбай, долины реки Исфайрам.  За восточной частью этого района закрепилось название Дугобинский горный узел  или просто район Дугобы - по названию популярной в советское время альптурзоны.  Орографически сюда относится местность в бассейнах рек Аксу, Коксу (западно-алайское),  Сурметаш (в верховьях называемый Арча-Каныш) и других левых притоков Исфайрама.  Из-за близости и логической связанности часто к району относят окрестности  ледника Абрамова и верховья Ходжи-Ачкана.

Надо понимать, что деление на районы: Фаны, Такали, Гиссаро-Алай, Высокий Алай, Дугоба и т.д. не являются официальными и даже в геологической литературе разных лет нет единого мнения: как называть конкретный район гор. Для конкретики надо указывать хребты.

 

 

 

 

 

Орографическая схема Высокого Алая.

В предгорьях Высокого Алая летом умеренно тепло. В тени температура достигает +35° С, ночью опускается до +10° С. Средняя температура июля +20°С. 
       На отметках выше 1 500 м прохладно. Каждые 100 м подъема понижают температуру на 0,6—0,7°. 
На высотах 2000—3000 м средняя температура июля +15°С, зима холодная. Выше 4000 м в зоне льда и снега температура за весь период не понимается выше  +10°С, Морозы достигают -30° С. 
Среднегодовая температура воздуха в районе Шахимардана не превышает +12,2° С. 
        Основные осадки выпадают в январе — мае (на высоте 1200—1500 м — около 600 мм, 2000—3000 м — свыше 600 мм). Среднегодовое количество атмосферных осадков на уровне Шахимардана не превышает 300 мм. 

 Вернуться к оглавлению

Транспорт в районе и варианты подъезда и отъезда

  Мы выбрали для обеспечения транспортом и пропусками и регистрацией фирму:

 фирма Ош-Тревел, Лада Хасанова. Выбрал из нескольких по ценам и стилю общения. Есть общие знакомые, например клуб Вестра.
Доволен, рекомендую. oshtravel@mail.ru    oshtravel@rambler.ru 

Заезды-выезды прошли отлично, чуток приструнял водителя, когда он капризничал - типа доехать 300 м не хотел до реки, хотя легко мог :), но всё спокойно и расстались довольные. Водитель Бахтияр с мерседесом-спринтер 16 местным. Помогал нам общаться с местными. Еще у него есть типа газельки , мерседес поменьше.
Весьма довольны: Всё было сделано в срок, как и почём договаривались, доброжелательно и приятно в общении. Тщательно обговаривал всё. И варианты. Конечно, есть минус, типа: налоги и комиссия турагента  16% + логистика (т.е. отдельные сборы, помимо самих услуг. смотри файл, который присылала Лада Хасанова для утверждения) достигли 10 т.р., что много. Договориться с какими-то водителями отдельно, было бы дешевле. Обдумай это при подготовке своего похода!

· 1) Фотография в цифровом виде– портрет (3х4)

· 2) Паспорт в цифровом виде (скан) – разворот с фото без прописки (гражданский паспорт), или страница с фото (загран. паспорт)


 

 

· Если планируете ехать по загран. паспорту – проверьте актуальность сроков своего паспорта! (собственно – это ко всем паспортам относится, и к российским тоже).

  • Ош – Местное время = + 3 часа к московскому

     ул. Раззакова, д.17 - + 996 312 62-47-38
    Дежурный ГУВД - +996 312 683713
    Отдел по делам иностранцев - +996 312 486306
    Телефон доверия - + 996 312 662331

    Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

     Вернуться к оглавлению

    Стоимость проживания, питания, средств передвижения.

    Билеты туда + обратно (Москва - Ош), самолёт компании Айр-Бишкек: < 9 тыс. рублей на человека. Компании S7 - около 12 т.р. с человека.

    услуга/товар

    на человека на группу 11 чел

    Трансфер Аэропорт-Ош -650 руб + Простой машины в аэропорту (ждали опоздавший самолет) 460руб

    1011110

    Пропуска в погранзону

    115012650

    Размещение в гостевом доме Ош-Тревел на полдня в Оше

    911000

    Трансфер Ош-Дороут-Коргон-р. Кок-Суу (К месту Старт-Бусик)

    93610300

    Закупка Продукты в Москве

    95510500

    Закупка продуктов в Оше

    126913960

    Бензин А-80, 20 л

    47520

    Размещение в ГД в Дороуте +завтрак+ужин (включая водителя автобуса)

    6827500

    Налоги и комиссия турагента 16% + логистика (т.е. отдельные сборы, помимо самих услуг смотри файл, который присылала Лада Хасанова для утверждения)

    8469307

    Дорога от погранзаставы Кара-Шоро -- Араван

    6457100

    Трансфер на ишаках (6 шт на ~10 км)

    1331460

    Размещение в гостинице на обратном пути (Ош-Нуру)

    2743010

    Чиль-Устун (стоянка на базе Чарбак, пропуск в пещеру, "премия Данияру")

    3644000

    Трансфер Чиль-Устун (Араван) - Ош

    911000

    Трансфер Ош-Аэропорт

    59650

    телефон спутник-переговоры и SMS в МКК

    1091200

    Аптечка

    2733000

    Мед. страховка

    00

    Итого

    802488267

    Плюс надо учесть деньги на всякие "мелочи" типа: транспорт от дома до аэропорта и обратно, мороженое, пиво-сок/вод(к)а-плов/чебуреки, в общем, сами прикиньте...

     Вернуться к оглавлению

    Сотовая и спутниковая связь

    Связь сотовая в отдалении от городов и крупных поселков отсутствует. Но новые станции связи появляются и ситуация улучшается. Но, не забываем, что международный роуминг!

    Спутниковая связь – Юра Цимбалов взял личный телефон системы "Иридиум" с предоплаченной СИМ-картой. Посылали в МКК сообщения периодически.

     Вернуться к оглавлению

    Спасательные организации в районе похода, страховка медицинская.

     

    Полезные ссылки

     

     http://dugoba.com/ru/alpinism/archiv.html

     http://www.ermachek.ru/

    http://hibara-txt.ru/vs25/index_dugoba.html

    http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1202/alay.htm

    https://sites.google.com/site/otchetalay2011/spravochnaya

    http://westra.ru/reports/

    http://westra.ru/reports/pamiroalaj/s-nas12.html

    http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2011ed4/index.html

    http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2012sm3/index.html

    http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2013ss3/index.html

    https://sites.google.com/site/otchetalay2011/spravochnaya

    http://sab.sscc.ru/~tour/Alajskij09/report.htm

     https://sites.google.com/site/dugoba2013/

    http://www.westra.ru/catalog/passes/index.html

    http://lib.ru/ALPINISM/

     http://www2.eunet.lv/~moshkow/book/ALPINISM/

     Вернуться к оглавлению

    План-График - сравнительный

    Поход был пройден в срок с  одним отклонением от заявленного плана-максимум: не успели пройти через известный а/л Дугоба , а по запасному варианту сразу вышли к финишной точке. В остальном График движения и места ночевок почти не отличались от запланированного.

    А что получилось в итоге и прошли реально – смотри в далее, в таблице, а также в отчёте и здесь:    http://www.gpsies.com/map.do?fileId=maoswfdcuwlqdvtr  можно посмотреть на пройденный   маршрут с отмеченными местами ночевок и перевалами на картах и спутниковых снимках. (в меню "Ещё" можно убрать галочку "путевые точки", чтобы разгрузить экран. Там же можно выбрать гуглокарты.)

    Хронометраж hrono-dugoba-2014.xls , написанный Светой Силиной. Для уточнения времени переходов и иного. На его основе делался техотчёт.

    ДатаУчастки маршрута - планПримечанияУчастки маршрута - реально пройдено
         
    -17 июлСамолет Москва-Ош (6-30)-закупка-выезд -пос. Дароот-Коргон.Полдня покупаем продукты, частично пакуем. Затем выезд из Оша в ~ 15чСамолет Москва-Ош (6-30)-офис(гостевой дом) фирмы Ош-Тревел, Лада Хасанова-закупка-выезд -пос. Дароот-Коргон (он же Дараут-Курган).
      ночуем в гостевом доме (Лада Хасанова)Ночуем в Дороот-Коргоненочуем в гостевом доме (через Ладу Хасанову договоренность)
    08 июлДараут-Коргон - дол. р. Кек-Суу (Кексу) на машинеС утра нас завозят вверх по р. Кек-Суу, Раскладка начинается с обеда 8.07Дараут-Коргон - дол. р. Кек-Суу (Кексу) на машине до коша Дёбё. Рад. выход вверх по долине, оценка проходимости дороги после селей. В коше договорились об ишаках.
      занятия "осыпи-скалы", подготовка заброскиформируем заброскузанятия "осыпи-скалы", подготовка заброски
    19 июлДол. р. Кек-Суу - заносим заброску выше по долинеЗаносим заброску и одновременно переносим лагерьДол. р. Кек-Суу - снимаем лагерь и уходим выше по долине, на ишаках заброска и часть рюкзаков. До устья р. Джугур-Таш
      возвращение к биваку  Уходим ещё выше и ставим бивак в урочище Шахдар.  заносим и прячем заброску за р. Караказык Юж.
    210 июлдол. р. Кек-Суу - вверх по дороге дол. р. Кек-Суу - вверх по дороге, затем тропами - почти под язык лед. Абрамова. Бивак на лев. бер. р. Кок-Суу у ручья с пер. Конгур.
      занятия "переправы" занятия "переправы" - по дороге
    311 июлдол. р. Кек-Суу - подход под пер. КонгурПогода и самочувствие хорошее и решили идтидол. р. Кек-Суу -  пер. Конгур  (1Б, 4530м) - спуск по лед. 411 до р. Джили-Суу (Джиалису)
      занятия "связки", проверка кошек на языке лед. Абрамова (Возможно вместо этого - подняться под пер. Конгур до 4км., под ледник)с условием, что если пойдётся плохо, заночуем под перевалом 
      возвращение в лагерь  
    412 июлпер. Конгур (1Б, 4530м)опережаем график на деньспуск по р. Джили-Суу (Джиалису) до горячих источников
      спуск по лед. 411 до р. Джили-Суу (Джиалису)  
         
    513 июлспуск по р. Джили-Суу (Джиалису) до горячих источников полуднёвка на гор. источниках Подъем по тропе, по пр. бер. р. Янги-Дабан (Янгидаван)
      полудневка до устья реки Илликсу (кош)
    614 июлПодъем по р. Янги-Дабан (Янгидаван) Подъем по р. Илликсу под лед. Илликсу
      Устье р. Илликсу ледопад ледника Илликсу
        бивак на правобережной морене ледника Илликсу
    715 июлПодъем по р. Илликсу под лед. ИлликсуНа правый борт лед. лед. Илликсу - пер. Надежда (Шарк) (2А, 4500) - лед. Абрамова
      Возможный бивак на слиянии ручьев с пер. Джиалису и ИлликсуАбрамова решили не подниматься: видели Спуск под язык лед. Абрамова. Бивак на старом месте - на лев. бер. р. Кок-Суу у ручья с пер. Конгур.
      Бивак  желательный -на лед. Илликсу - прав. морена-осыпь ранее, что ничего нового там не будет, а ГМС уже нет 
    816 июллед. Илликсу - пер. Надежда (Шарк) (2А-1Б, 4500) Спуск по р. Кек-Суу до устья ручья с пер. Музыкантов
      спуск до правобер. морены лед. Абрамова - бывшая ГМС Абрамова снятие заброски и полная ревизия продуктов в связи с разграбление заброски
         
    917 июлСпуск от ГМС ледника Абрамова до моста-пробки через Кек-СууСамочувствие одной участницы и погодаДнёвка
      Спуск по р. Кек-Суу до устья ручья с пер. Музыкантоввызвали потребность дневать 
      Полудневка, снятие заброскиготовим на кизякеэкономим бензин, его осталось всего 2 л.
    1018 июлПодъем под пер. Музыкантов Вошли в графикПодъем под пер. Музыкантов по скалам и осыпям пр. борта ручья, а затем: по левому борту ледникового цирка
      правобер. морена Бивак - левобер. морена, в 15 мин ходьбы до перевала
      Запасной вариант1 - подход под пер. Аллаудин-Дабан (1А)  
      Запасной вариант2 - подход под пер. Караказык (1А)  
    1119 июлПер. Музыкантов (2А-1Б, 4320м) Пер. Музыкантов (1Б, 4320м)
      спуск- по и под лед Караказык Зап. спуск- по и под лед Караказык Зап.
      подход под пер.Гаджир Зап. (на озеро) подход под пер.Гаджир Зап. (500 м не доходя до  озера)
      Запасной вариант 1 - пер. Караказык (1А-1Б, 4330м) и далее - спуск по р. Караказык С. к р. Аксу и далее по р. Аксу к погранзаставе Кара-Шоро  
      Запасной вариант 2 - пер. Аллаудин-Дабан (1А, 4340м) и далее спуск по р. Иккидаван (Эски-Даван) к р. Аксу и далее по р. Аксу к погранзаставе  
    1220 июлпер.Гаджир Зап. (1Б, 4600) пер.Гаджир Зап. (1Б, 4600)
      рад. выход на в. 4829 (ориентировочная трудность 1Бальп)восхождение пешком, так что 1А, но вот высота рад. выход на в. 4829 (ориентировочная трудность 1А-1Бальп)   http://mabuka.ru/content/metodiki-opredeleniya-kategorii-trudnosti-
      спуск на пер. Гаджир Зап.более 4500м, значит надоспуск на пер. Гаджир Зап.
      спуск по лед. Гаджир N497 к разливам под ледником1Б уже ставить?спуск по лед. Гаджир N497 до правого притока. Ночёвка на стрелке, в каменном хаосе
    1321 июлСпуск по р. Гаджир до р. из под пер. Сумерташ-Даванперемещение за хребет к а/л Дугоба решили отменить. Это возможноСпуск под ледник и затем по тропам прав. бер.  р. Гаджир до р. из под пер. Четырёх
      подъем под пер. Сурметаш-Даван (1Б)было бы, но тяжело,продолжение спуска по тропе прав. бер. над р. Гаджир
      Запасной вариант - Спуск по р. Гаджир до р. Аксу.на "двойку" уже находили, а запаса нетбивак на расширении каньона, где тропа спускается к ровным, залесённым прощадкам у реки Гаджир
    1422 июлпер. Сурметаш-Даван (1Б, 4430м)Идём по запасному вариантуТропа по прав. борту каньона р. Гаджир - р. Аксу - просёлочная дорога по пр. бер. р. Аксу - погранзастава Кара-Шоро
      спуск на восток до слияния с р. Илликсу Вчера, по спутн. тел. изменили дату выездаСадимся в микроавтобус от заставы, едем через Ош до окраины посёлка Араван
       спуск по р. Дугоба до а/л Дугоба ночлег - урочище/местечко Чарбак
    1523 июлСпуск по р. Дугоба и обход анклава Шахимардан до погранпоста Кара-Шоро. (если не идти пер. Сурметаш-Даван, то это запасной день-полдня) радиальный выход в пещеру Чиль-Устун. Элементы альпинистского восхождения и спелеологии.
      Отъезд в Ош с обеда примерно Ночуем в ур. Чарбак
    1624 июлЭкскурсии в Оше и окрестностях Утром приходит микроавтобус и увозит в Ош. Гостиница Ош-Нуру, рынок
        Экскурсии в Оше 
    1725 июлОтбытие в Москву  25.07.2014 06:15 Ош (OSS) 25.07.2014 09:15 Москва, Домодедово (DME) рейс S7 968 Отбытие в Москву  25.07.2014 06:15 Ош (OSS) 25.07.2014 09:15 Москва, Домодедово (DME) рейс S7 968. Четверо остались, чтобы поехать в Узбекистан на неделю.

      Если окажется, что в отчете допущены неточности, или Вам известны более правильные названия вершин, перевалов и рек и т.д., сообщите пожалуйста мне: Сергин Константин Сергеевич  (e-mail: ks.sergin@gmail.com ), я исправлю в электронной версии отчета.

    Фотографии: Сергина К., Молочкова А., Первушиной А., Власовой М

    Отчёт выложен по адресу: http://kostya-sergin.narod.ru/pohod/pohod2014/mount2014/dugoba2014.htm

     

    Вернуться к оглавлению;   Вперёд, к техотчёту     Назад, на стр.  "Походы"     На страницу подготовки похода    Перейти  к приложениям и выводам.   

    Обращение к пользователям