ОТЧЕТ о лыжном, туристском походе 5 к. с., совершенном командой Горного клуба МГУ в марте-апреле 2009г., в северной части З. Сибири, на  п-ове Ямал - Байдарацкой губе Карского моря - северной части Полярного Урала. 


 

Вернуться к оглавлениюПерейти  к техописанию; Перейти  к справочным сведениям о походе; Перейти  к приложениям и выводам.

Этот отчет выложен по адресу: http://kostya-sergin.narod.ru/pohod/pohod2009/yamal-2009/index.html

 

ОБЩАЯ ИДЕЯ И ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ

Список принятых в тексте сокращений
г. – гора; в. – вершина; пер. – перевал; р. - река, ручей; чхв - чистое ходовое время; ГЗЛ - граница зоны леса; пхд - по ходу движения; оз. – озеро; м/н - место ночевки; ГТЛ- глубина тропления лыжни, град. - градусов.

Выбор района похода
    Хотелось посмотреть новый район - побережье Карского моря, п-ов Ямал, северную оконечность Полярного Урала.

 Основная часть группы уже ходила на Кольский п-ов, в Ловозера-Хибины, затем был пройден маршрут 4.к.с. на Приполярном Урале.  затем - на Северном Урале (на плато Маньпупунер). Потом было прохождение спортивно-ознакомительного маршрута 5 к.с. в Саянах, в районе хр. Большой Саян, Саянского Нагорья (Плоскогорья)  хр. Китойские  и Тункинские Гольцы. Так что опыт позволял замахнуться на нечасто посещаемый район. 

Глобальная же идея похода проста: духовное и физическое развитие, повышение туристского мастерства, получение удовольствия посредством преодоления трудностей и от общения с единомышленниками.

При планировании нашего конкретного маршрута не ставилось особых задач, выходящих за рамки лыжного похода по Арктическому побережью и морю.

  Если окажется, что в отчете допущены неточности,   или Вам известны более правильные названия вершин, перевалов и рек и т.д., сообщите пожалуйста мне: Сергин Константин Сергеевич  (e-mail: ks.sergin@gmail.com), я исправлю.

 

Поход пройден одной  длинной, линейной частью до самого финиша.  Пришлось серьезно подойти к проблеме веса рюкзаков и снаряжения и продуктов в частности. Но все равно без саночек не удалось бы даже оторвать рюкзаки от земли на старте.

    Для приготовления еды мы взяли бензиновые горелки 2 шт и 1 шт - мультитопливную.

Хорошо, что мы не взяли печку. Дров для нее действительно практически нет, несмотря на различные мнения на этот счет.

А наличие гитары и нескольких игроков внесло приятное дополнение в вечерний досуг, несмотря на суровые условия.

    На весь район похода, в дополнение к обзорной  "двушке", были скачаны (отсюда: http://maps.poehali.org) карты масштаба 1:100000 в цветном исполнении. Использование хороших карт упростило ориентирование на местности. Пятисотметровки для нашего похода избыточны,  полезны только в местах восхождений, и т.п.

     В отчет о нашем путешествии мы включили много полезного по организации лыжного похода, снаряжению, медицине и применению лекарств в условиях мороза и надеемся, что он будет полезен всем, кто собирается в зимние походы.

Разница во времени с Москвой: Воркута - то же самое, т.е. московское время, Лабытнанги - 1 час, а вот в Салехарде уже надо 2 часа прибавлять!

Часть информации является прямым заимствованием из разных отчетов о походах в этих местах. В основном А. Машникова

http://www.manturs.narod.ru/  

 и А. Романенкова www.VVV.ru/papers/textview.php3?paper=453 ; www.namvamtuda.ru/otchet/ural.html

  Не везде это указано. Когда готовился поход, цитаты из отчетов я использовал на страничке подготовки похода.

http://kostya-sergin.narod.ru/pohod/pohod2009/yamal2009.htm

Фото о жизни коренного народа посмотрите тут: http://golubtsov.com/

 

Консультации по району получал в лыжной МКК у Буяльского В.В., Величко П.С., Лапшина Е. В.

 

Обзор района путешествия

Мы побывали на территории трех административных единиц: Коми, Тюменской обл, Ямало-Ненецого нац. округа.

Обзор из отчета А. Романенкова, где коротко и по существу обо всем здесь: http://www.turclubmai.ru/heading/papers/965/g2.htm ; А это выдержки из других отчетов:

Ямало-Ненецкий национальный округ располагается в середине северной части Евразии. Территория округа располагается в основном в трех климатических зонах: арктической, субарктической и зоне северной (таежной) полосы Западно-Сибирской низменности.

Среднегодовая температура воздуха - отрицательная, а на Крайнем Севере ниже -10 градусов. Зима холодная, длится около 8 месяцев. Минимальные температуры опускаются до -59 град. В декабре – феврале на предгорных равнинах Полярного Урала температура опускается иногда до –50-54 градусов, средняя температура в феврале примерно –19 градусов. Довольно часты магнитные бури; в зимнее время они нередко сопровождаются полярным сиянием.

метеостанция Марресале - зап. побережье п-ова Ямал
www.rp5.ru
 проект нитки нашего маршрута 

В декабре-феврале на предгорных равнинах морозы иногда бывают до -54°. В горах, где зима на месяц длиннее, чем на равнинах, морозы слабее и редко достигают -45°. При ясной безветренной погоде в горах наблюдается температурная инверсия, когда наверху на 15-25° теплее, чем в долинах рек и на предгорных равнинах. Сложным и изнурительным путешествие делают сильные ветры и метели. Особенно часты снежные бураны в горах, где скорость ветра доходит до 50-60 м/с. С октября до мая здесь дуют в основном западные, северо-западные, юго-западные и северные ветры. В различных местах горной области бывает от 56 до 118 дней с буйным ветром, дующим со скоростью более 15 м/с. По количеству метелей горная область Полярного Урала занимает одно из первых мест в нашей стране. Ежегодно в северной части района бывает в среднем 165 дней с метелью. Особенно много метелей с ноября по март (ежемесячно в среднем от 14 до 24 дней с метелью). В некоторые году в северной части района в феврале или марте метет почти ежедневно, но и в такие дни обычно можно идти. На равнинах метелей в 2-3 раза меньше, они менее продолжительны, и ветер не достигает такой большой скорости, как в горах. В начале марта солнце стоит выше горизонта почти 10 часов, в середине апреля - 15 часов. Температура воздуха в марте и апреле редко опускается ниже -30°, на равнине в течение апреля бывает около 10 дней с метелью, а в большинстве горных районов - от 14 до 18. Зимняя погода, особенно в горах, непостоянна: быстрые переходы от ясных тихих дней к снегопадам, метелям и буранам.

Смотри также температурные и погодные графики, сделанные Митей Шабалиным на основании данных местных

 метеостанций за 10 лет..

Температуры и ветры в Воркуте за последние 10 лет и выводы (Подготовил Митя Шабалин)

Вот я сделал нечто.

> Данные брал с сайта http://meteo.infospace.ru . Там есть, кстати, еще и

> данные по другим метеостанциям, которые могут быть ближе к нашему району. Теперь как этим пользоваться.

> В книге exel ( 1.7 мб)- два листа. На листе "данные" представлена числовая информация о погоде в Воркуте с 15 февраля по 15 апреля, начиная с 1999г. Так же там добавлены некоторые колонки технического характера, чтобы данные было удобно выводить на график.

> На листе "графики" - представлены графики температуры, силы ветра,

> ветрохолодового индекса и погодных условий в период с 15 февраля по 15

> апреля, на каждый год по графику. Их можно растягивать - сжимать за уголки,

> а так же менять масштаб в exel - для этого ткнуть мышкой любую ячейку и

> через меню "вид" задать масштаб.

> Температуру и силу ветра я строил по метрологическим данным. Ветро-холодовой индекс ввел для удобства оценки. Это не точное значение индекса, а приближенное, рассчитанное по формуле:

 ветро-холодовой индекс = температура- 2х(сила ветра)

> Значение погоды дается по универсальной шкале. Этой шкалы у меня нет, я на сайте http://meteo.infospace.ru . посмотрел, что обозначают некоторые из этих цифр.

> 01-10 - это всякие облака и туманы,

> 30-40 - метели и поземки

> 70-80 - снега (71 - слабый снег, 75 - сильные снег)

> 0 - по видимому означает ясную погоду.

> Для того, чтобы все поместилось на одном листе я вычел из приведенного

> значения погоды 50, и нанес их на график, получилось что

> (-51)- (-40)- это всякие облака и туманы,

> (-20)- (-10)- метели и поземки

> 20-30- снега.

> Вот, что я увидел из графиков:

> 2008 г - в течение всего периода много снега , ветро-холодовой индекс (вхи)

> ~ -30 и не меняется, ураган 6 марта, метели в конце марта. В конце февраля

> ветра не большие. - можно выезжать в феврале.

> 2007г - в течение всего периода много снега, в конце февраля

> морозы(до -45град) и относительно тихо, вхи~ -30. В начале марта резкое

> потепление до вхи ~-20, метели в конце марта. Лучше выезжать в начале марта, однако можно и в феврале - последующие метели будут не менее неприятными, чем февральские морозы.

> 2006 г - похож на 2008, только с наступлением апреля прекращаются снегопады. Если и имеет смысл выезжать в марте, то ближе к середине, чтобы захватить апрельскую погоду.

> 2005 г - похож на 2008, только вроде снегов поменьше. Можно выезжать в

> феврале

> 2004 г. в феврале погода хуже, чем в марте.

> 2003 г очень холодный февраль (вхи = -40) в марте лучше, но все равно

> холодно.

> 2002 г - теплый снежный, ветров мало, можно выезжать в феврале.

> 2001 г холодный бесснежный и тихий февраль, и более ветреный, снежны, но

> все же значительно более теплый март. Наверное, можно выезжать в феврале.

>

> Вывод. Шанс, что в феврале будет, когда в феврале значительно хуже, чем в марте, - 20-30%. Так же есть шанс захватить очень холодную и спокойную

> погоду в феврале. И весьма вероятно, что разницы между февралем и мартом мы не ощутим.

Рельеф округа представлен двумя частями: горной и равнинной. Равнинная часть почти на 90% лежит в пределах высот до 100 м над уровнем моря; отсюда множество озер и болот. На севере к берегам Карского моря и его заливов примыкают морские равнины, в поздне- и послеледниковое время вышедшие из-под уровня моря (небольшие, неглубокие озера, многоступенчатые террасы, бугры пучения). Южнее расположены моренные и водно-ледниковые равнины, основные черты рельефа которых связаны с четвертичным оледенением. Поверхность Ямальского, Тазовского и Гыданского полуостровов, особенно прибрежных террас, расчленена густой сетью оврагов, логов, ложбин и мелких речных долин.

Горная часть округа занимает неширокую полосу вдоль Полярного Урала от Константинова Камня на севере до верховьев р. Хулга на юге и представляет собой крупные горные массивы общей протяженностью свыше 200 км. Средняя высота южных массивов 600- 800 км, ширина - 20-30. Наиболее высокими вершинами являются горы Колокольня - 1305 м, Пай-Ер - 1499 м и др. Севернее высота гор достигает 1000-1300 м. Главный водораздельный хребет Полярного Урала извилист, его абсолютные высоты достигают 1200-1300 м и выше: хребет Оченырд - 1363 м. Большое скопление снега в каровых углублениях и неровностях рельефа, значительная облачность и относительная влажность воздуха, низкое положение солнца над горизонтом - все эти условия привели к образованию на Полярном Урале небольших ледничков карового типа ниже снеговой линии.

Прибрежные и иные воды. Северо-западную часть округа омывает Байдарацкая губа, являющаяся "ледяным мешком" Карского моря. Длина Байдарацкой губы около 180 км, ширина у входа 70 км, глубина до 20 метров. Подвижки льда в центральной части БГ происходят в основном во время сильных ветров и в приливы (амплитуда последних в среднем составляет 0.5- 1.0 м.). Мелкие заливы и проливы Ямала замерзают полностью, но в наиболее крупных (Байдарацкая губа) незамерзающие участки сохраняются на протяжении всей зимы. Кроме того, шторма Карского моря поднимают волну в глубокой части Байдарацкой губы и, как результат, могут взламывать лед в ее северной части и по центру при относительном безветрии. Граница устойчивого припая и состояние льдов изменяется год от года. Есть вероятность при сильных южных и юго-восточных ветрах отрыва льда от берега. Байдарацкая губа имеет довольно сложный ледовый режим и в ее центральной части, даже в аномально холодные зимы имеется несколько километров чистой воды. Благоприятная для перехода ледовая обстановка бывает здесь исключительно редко и складывается практически неожиданно – когда устойчивым западным ветром полынью забивает плавучими ледовыми полями из Карского моря. Во всех других случаях пересечение Байдарацкой губы возможно лишь в самой восточной ее части.

В пределах горной части Полярного Урала встречаются глубокие озера, занимающие днища каров или троговых долин. Вода этих озер прозрачна, голубоватого цвета. Наиболее интересно оз. Большое Щучье, расположенное в истоках р. Щучья, на высоте 189 м над уровнем моря. Его глубина достигает 136 м, и оно является самым глубоким во всей Уральской горной системе. В пределах равнинной части округа распространены ледниковые, термокарстовые, пойменные, западинные, прибрежно-лагунные озера.

Животные

Наиболее часто встречающимися животными тундровой зоны являются: северный олень, волк, песец, горностай, росомаха, заяц и стаи белых куропаток. В округе распространен полярный волк, обычно встречающийся неподалеку от оленьих стад.

Обь, Таз и их притоки, озера - поистине главное царство сиговых (лососевых) рыб. Такого их богатства больше нет ни в одной другой реке мира. Здесь добывают ежегодно 10-11 тысяч тонн ряпушки, пеляди, муксуна, чира, сига-пыжьяна, тугуна, омуля и нельмы, что составляет почти половину всего улова сиговых в России, или треть мирового. Образ жизни ханты и ненцев во многом ориентирован на рыболовство.

Растительный покров тундровой зоны - это сложное сочетание тундр и болот. Условия крайне суровы, поэтому растения низкорослы, часто имеют стелющуюся или подушковидную форму, растут пятнами. Главным образом это кустистые лишайники, зеленых мхи и осока: мох господствует на возвышенностях, осока - на однообразных торфяных болотах.

Наверх

Новые для нас препятствия маршрута.

Вид препятствия

 Характеристика   препятствия   

Лёд заливов (торосы)

Ровные участки льда встречаются довольно редко. Жесткий наст, заструги. Открытых участков льда практически нет. Поля торошения занимают практически всю акваторию заливов. Высота от 0,5 до 2,5 м. Вдоль берега торосы имеют характер гряд. Остальная поверхность занята хаотически расположенными торосами причудливой формы. Изредка трещины до 0,8м шириной, заметённые снегом. Движение по азимуту, приходится лавировать между торосами.

Тундра

Жёсткий наст, заструги, на возвышенностях - выходы каменных полей. В долинах рек возможно лёгкое тропление. Глубина снега до 10-15 см. Различаются бугристая и равнинная тундра. Бугристая характеризуется чередованием небольших подъемов и спусков. Иногда (запад Ямала) спуск-подъёмы за ходку превышают 200м. Реки часто имеют асимметричные берега: один - пологий, другой – обрывистый.

Наверх

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Главной опасностью данного маршрута являются погодно-климатические условия региона. Сильные морозы, постоянные ветра, пурга, туманы. Природа не оставляет времени для проб и неудачных экспериментов. Путешествия по районам Крайнего Севера требуют самой тщательной подготовки снаряжения и наличия у всех членов команды достаточно специфических знаний и навыков. Необходима психологическая подготовка, учитывающая особенности зимнего Заполярья («бесконечные» просторы, спокойный «однообразный» рельеф, постоянные морозы и ветры).

В этом районе надо учитывать, что акклиматизация требует не "рвать" первые дни.
Для района характерно полное отсутствие любого растительного топлива (дров), отсутствие каких-либо надежных естественных укрытий (лес) на случай неожиданного ухудшения погоды. Это диктует особые требования к бивачному снаряжению.
Пурга является наиболее серьезным испытанием для туристов, путешествующих по маршрутам в безлесных районах Крайнего Севера. Успешность проведения путешествия определяется уровнем подготовки снаряжения и опытом ранее совершенных походов.
Обморожения и переохлаждение представляют собой постоянную опасность. Мороз и ветер служат причиной получения обморожений и доставляют массу неудобств участникам лыжных маршрутов. «Холодовой запас» команды полностью зависит от качества личного снаряжения, опыта его применения каждым участником, калорийности питания.
Снежная слепота вызывается ярким отраженным от снега светом. Она может наступить даже в туманные или облачные дни. Солнечный ожог возможен и в облачные, и в солнечные дни, и его надо рассматривать как возможную опасность.
Затруднено ориентирование даже в хорошую погоду. Нет чётких ориентиров на местности. Появление системы спутниковой навигации ("GpS") существенно упростило ориентирование. При движении приходится постоянно контролировать направление движения по компасу и спутниковому навигатору в контрольных точках. В условиях ограниченной видимости (пурга, туман) ориентироваться ещё сложнее. Традиционные туманы и метели могут настолько ограничивать видимость, что заставят проходить «вслепую» значительные участки маршрута. Таким образом, для успешного прохождения маршрутов в условиях Крайнего Севера требуется владеть полным арсеналом разнообразных методов ориентирования, в том числе и весьма специфическими «полярными» навыками.
В зимних арктических путешествиях очень часто приходится продолжать движение при ограниченной видимости, когда туман или снежная поземка маскирует снежные карнизы и береговые обрывы. В подобных условиях, даже на простом рельефе требуется предельное внимание и осторожность, так как выход на опасные участки может стать причиной травм, полученных в результате падений или попадания в лавины (обвалы снежных карнизов).
Из географических объектов наибольшую опасность представляют ледовые пространства заливов Карского моря – Байдарацкая и Обская губы. При сильных ветрах есть возможность отрыва льда от берега. Лёд на Байдарацкой губе может быть разрушен штормом в Карском море. Осенью 2005 года в Обской губе оторвало лёд в районе Мыса Каменного. По данным Хайрулина лёд отрывало от берега Байдарацкой губы весной 1995года в районе мыса Няруйсаля. При пересечении гряд торосов или полей торошения требуется повышенное внимание и осторожность. Опасность представляют участки молодого льда, часто переметённого снегом, полыньи и трещины.
Возможна, хотя и очень маловероятна в этом районе, встреча с белым медведем. В нашей стране он обитает по побережьям морей Северного Ледовитого океана, на арктических островах, но больше на дрейфующих льдах в открытом океане. Это самый плотоядный зверь среди всех медведей нашей фауны. Он успешно охотится на тюленей, изредка ему удается поймать рыбу, кроме того, не брезгует трупами морских и наземных животных, растительная пища почти отсутствует в его рационе. Совершает сезонные кочёвки в соответствии с годовыми изменениями границы полярных льдов: летом отступает вместе с ними ближе к полюсу, зимой перемещается на юг, заходя на материк. Хотя белый медведь держится преимущественно на побережье и льдах, зимой он может залегать в берлогу на материке или на островах, иногда в 50км от моря. Причем ходок он выносливый, способен отшагать в сутки сотню километров и даже больше.

Наверх

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

  Трудно отдать предпочтение каким либо из объектов маршрута. Интересна сама природа тундры, ледовых полей заливов Карского моря. Бескрайние, на первый взгляд безжизненные просторы тундры. Постоянные ветра, сопровождающиеся пургами и метелями.
  Природные объекты:
  1. Ни в одном походе не встречалось такого обилия животных. «Стада» зайцев в районе рек Кара, Шельяшор. Росомаха на озере Емын-Лор и т.д.
  2. Последняя, самая северная вершина Урала – Константинов Камень. Она обозначена даже на глобусе. Впервые летом 1848 года на вершину поднялся отряд Северо-Уральской экспедиции Русского географического общества под руководством Э.К. Гофмана. Гора названа в честь председателя Русского географического общества великого князя Константина Николаевича, сына государя Николая-I.
  3. «Юпитерианский» вид (при специфической подсветке) в районе зон торошения на Байдарацкой губе.
  4. «Горный Ямал». Запад Ямала, от берега до озера Хэ-То. Превышения от озёр до «вершин» достигают 50м.
    Жизнедеятельность человека:
    7. Стойбища ненцев в районе озера Хэ-То, реки Паютакаяха, реки Латаяха. Чрезвычайно интересны встречи с этими людьми.
  8. Жертвенное место на озере Емын-Лор.
    Атмосферные явления:
  11. Северное сияние. В это время года сияние бывает не очень ярким из-за уже светлых ночей.
  12. Солнечное гало. Предвестник морозов, сохранения погоды.

 Вместе с тем, здесь есть на что посмотреть. В небе постоянные чудеса: то радуги, то огненные столбы.

 Вернуться к оглавлению

Транспорт в районе и варианты подъезда и отъезда

 

  1) 2009г Существует возможность заезда-выезда на п-ов Ямал  по ведомственной, газпромовской, строящейся ветке железной дороги Обская – Харасавэй. Рельсы проложены до Бованенковского газового месторождения.

 Поезд по рабочей ветке ходит  по необходимости. Не ко всякому поезду прицепляют  классники - классные вагоны (Классный вагон -пассажирский вагон в отличие от товарных, служебных и т. п.). Еще в каждом класснике едет охрана, которая проверяет наличие алкоголя и т.п. веществ. Только личное распоряжение начальника движения позволит проехать без досмотра рюкзаков.

  О движении поездов заранее даже начальство не может точно сказать. Все может меняться в последний момент. Т.е. предварительно договориться на конкретный поезд на Ямал нельзя. Мы ехали 270 км 24 часа в связи с непредвиденными задержками, на этот срок и надо ориентироваться. Вдоль полотна дороги зимой существует зимник и теоретически можно нанять машину, но мы этим не занимались и контактов не имеем. В любом случае не надо привязывать отъезд из Москвы к какому-то дню для пересадки на ст. Обская. Надо заложить дни запаса и продукты на ожидание.

2) Разъезд Хралов на п-ове Ямал (268км) (68°29´38´´СШ, 69°4(3)1´50´´ВД). Существует возможность выезда по строящейся ветке железной дороги Обская – Харасовэй - Бованенково. От Обской можно доехать на обычном поезде Сейда – Лабытнанги или Лабытнанги-Москва и далее в центральные районы России. Пополнить запасы на разъезде невозможно. Людей мало, продукты завозят в ограниченном количестве, ГСМ в основном – солярка. От Хралова до станции Паюта 80км, до Обской – 270км.

3) другие разъезды на этой ветке тоже могут быть начальными точками маршрута. Финишировать на этой ветке не рекомендую: можно надолго зависнуть при отсутствии поездов или машин или отказе взять вас.

4) Обратный выезд - брать ли заранее билеты? Почти наверняка на месте не купим плацкарт, а только купе, так говорят знающие люди. Мы купили заранее и не прогадали.

5) Заходы в район и выходы популярны также через Воркуту и бывшие города-рудники с севера.

6) Желтым пунктиром на схеме (она взята с официального сайта Газпрома) обозначен проектируемый и строящийся газопровод. Для его строительства со стороны Воркуты будет ходить транспорт. Поможет ли это нам - надо узнавать.

 Вернуться к оглавлению

Необходимость оформления пропусков в погранзону

Пограничные зоны, заповедники, порядок получения пропусков

Компиляция из отчетов:   1) 2006г ПСО. На сайте www.whitewater.ru

 дан адрес Воркутинского ПСО: ул.Ленинградская 10а.

Такого дома на улице нет. Сейчас спасатели находятся напротив во дворе СМУ.
Воркутинское АСП г. Воркута ул. Ленинградская 5-А, телефон: 8 (836 51) 4 14 44
Пользуйтесь информацией с http://www.mountain.ru

Погранзона. Арктическое побережье Северного Ледовитого океана и полуостров Ямал считается пограничной зоной РФ. Для посещения этого района требуется разрешение. У нас (март 2009г) никто и нигде не проверял пропуска и с пограничниками мы не сталкивались., тем не менее заранее оформили пропуска и носили их с собой. Это бесплатно, но требует времени: Посмотреть как выглядит пропуск.

Для оформления погранпропусков надо выслать заявку по адресу:

629008, ЯНО, у.Салехард, микрор-н Теремки, д.62, ПогранОтдел

Бланк заявки сказали все берут в инете))

В письмо с заявкой надо вложить конверт с обратным адресом с марками, они вышлют обратно.

(и от себя могу добавить что посылать надо письмом с желтой полоской, первого класса вроде это называется, оно хоть и стоит 50 руб, зато в отличие от обычно успеет дойти туда побыть там у них и вернуться до нашего отъезда). Так мы и делали и все удачно получилось (2009г)

Вид заявки

Еще адреса из чьих-то отчетов:
Воркута, в/ч 2532, ул. Гагарина,14,
телефоны: 8 (821 51) 6 20 14 (факс),
8 (821 51) 6 20 15 (дежурный)
8 (821 51) 4 19 53 (командир)
Курган, ул. Пархоменко, 61, Пограничное управление ФСБ РФ по Курганской и Тюменской областям.
Начальник управления: Костюченков Александр Александрович
телефоны: 8 (352 2) 43 00 89 (факс)
8 (352 2) 47 61 33
8 (352 2) 47 61 13(дежурный)
8 (352 2) 47 61 14(дежурный)
8 (352 2) 47 61 36 (факс)
Салехард
телефон: 8 (349 22) 4 15 53

 Вернуться к оглавлению

Обеспечение безопасности на маршруте

    Основные опасности, с которыми может столкнуться группа при прохождении данного маршрута, можно разделить на три группы:
1. Лавинная опасность

2. Опасность срыва на крутом склоне

3. Опасность ненадежного льда на море и реках

4. Холод и ветер
Прохождение лавиноопасных участков:
    С собой имелась штыковая, титановая лав. лопата с деревянной ручкой и два лав. листа. У каждого - лавинная лента. Кроме горной части похода лавинная опасность была в долинах рек с крутыми берегами - карнизы.

Обеспечение безопасности на крутых склонах и льду:
Опасность срыва на крутом склоне - удалось избежать благодаря хорошей личной технике и умению ходить в кошках.    


Возможные провалы под лед моря, рек и озер:
 

Серега Мукаилов подготовил материалы по тонкому льду и что делать, чтоб не провалиться и что - когда провалился ты или товарищ.

 

Также в 2009г московская МКК выработала официальную методичку по безопасности на льду, но найти ее я не смог в интернете и оценить. Зато нашел официальные рекомендации МЧС: http://www.mchsrb.ru/news/lastpak/warning.shtml

Ну и учебники для армии и по выживанию, особенно В. Воловича никто не отменял.

 

Травмы и обморожения:
    Серьезных травм за время путешествия не было. У каждого участника имелся индивидуальный перевязочный комплект. У всех были ветрозащитные маски, теплое личное снаряжение. Погода была не сильно морозной.

И компиляция из  отчетов, не сохранилась ссылка из каких:

"Главной опасностью данного маршрута являются погодно-климатические условия региона. Сильные морозы, постоянные ветра, пурга, туманы. Природа не оставляет времени для проб и неудачных экспериментов. Путешествия по районам Крайнего Севера требуют самой тщательной подготовки снаряжения и наличия у всех членов команды достаточно специфических знаний и навыков. Необходима психологическая подготовка, учитывающая особенности зимнего Заполярья («бесконечные» просторы, спокойный «однообразный» рельеф, постоянные морозы и ветры).

В этом районе надо учитывать, что акклиматизация требует не "рвать" первые дни.
Для района характерно полное отсутствие любого растительного топлива (дров), отсутствие каких-либо надежных естественных укрытий (лес) на случай неожиданного ухудшения погоды. Это диктует особые требования к бивачному снаряжению.
Пурга является наиболее серьезным испытанием для туристов, путешествующих по маршрутам в безлесных районах Крайнего Севера. Успешность проведения путешествия определяется уровнем подготовки снаряжения и опытом ранее совершенных походов.
Обморожения и переохлаждение представляют собой постоянную опасность. Мороз и ветер служат причиной получения обморожений и доставляют массу неудобств участникам лыжных маршрутов. «Холодовой запас» команды полностью зависит от качества личного снаряжения, опыта его применения каждым участником, калорийности питания.
Снежная слепота вызывается ярким отраженным от снега светом. Она может наступить даже в туманные или облачные дни. Солнечный ожог возможен и в облачные, и в солнечные дни, и его надо рассматривать как возможную опасность.
Затруднено ориентирование даже в хорошую погоду. Нет чётких ориентиров на местности. Появление системы спутниковой навигации ("GpS") существенно упростило ориентирование. При движении приходится постоянно контролировать направление движения по компасу и спутниковому навигатору в контрольных точках. В условиях ограниченной видимости (пурга, туман) ориентироваться ещё сложнее. Традиционные туманы и метели могут настолько ограничивать видимость, что заставят проходить «вслепую» значительные участки маршрута. Таким образом, для успешного прохождения маршрутов в условиях Крайнего Севера требуется владеть полным арсеналом разнообразных методов ориентирования, в том числе и весьма специфическими «полярными» навыками.
В зимних арктических путешествиях очень часто приходится продолжать движение при ограниченной видимости, когда туман или снежная поземка маскирует снежные карнизы и береговые обрывы. В подобных условиях, даже на простом рельефе требуется предельное внимание и осторожность, так как выход на опасные участки может стать причиной травм, полученных в результате падений или попадания в лавины (обвалы снежных карнизов).
Из географических объектов наибольшую опасность представляют ледовые пространства заливов Карского моря – Байдарацкая и Обская губы. При сильных ветрах есть возможность отрыва льда от берега. Лёд на Байдарацкой губе может быть разрушен штормом в Карском море. Осенью 2005 года в Обской губе оторвало лёд в районе Мыса Каменного. По данным Хайрулина лёд отрывало от берега Байдарацкой губы весной 1995года в районе мыса Няруйсаля. При пересечении гряд торосов или полей торошения требуется повышенное внимание и осторожность. Опасность представляют участки молодого льда, часто переметённого снегом, полыньи и трещины.
Возможна, хотя и очень маловероятна в этом районе, встреча с белым медведем. В нашей стране он обитает по побережьям морей Северного Ледовитого океана, на арктических островах, но больше на дрейфующих льдах в открытом океане. Это самый плотоядный зверь среди всех медведей нашей фауны. Он успешно охотится на тюленей, изредка ему удается поймать рыбу, кроме того, не брезгует трупами морских и наземных животных, растительная пища почти отсутствует в его рационе. Совершает сезонные кочёвки в соответствии с годовыми изменениями границы полярных льдов: летом отступает вместе с ними ближе к полюсу, зимой перемещается на юг, заходя на материк. Хотя белый медведь держится преимущественно на побережье и льдах, зимой он может залегать в берлогу на материке или на островах, иногда в 50км от моря. Причем ходок он выносливый, способен отшагать в сутки сотню километров и даже больше."

 Вернуться к оглавлению

Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

1. Устье М.Нганораяха, мыс Рок, мыс Нгартисаля, мыс Тунгомасаля – 98 км;
2. Устье М.Нганораяха, вдоль побережья Байдарацкой губы до устья Байдараты, мыс Тунгомасаля – 152 км;
3. Оз. Манясейто, оз. Лядхейто, р. М. Лядхейяха, пер. Алешкова. В. Нэтемпе, р. Б. Кара, р. М. Уса, ст. Сырьяга, Воркута;
4. Аварийный выход на маршруте до Константинова Камня – на восток к железной дороге;
5. Аварийный выход на 2 половине маршрута – по долине Кары, М. Усы к поселку Советский.

    

 Вернуться к оглавлению

Стоимость проживания, питания, средств передвижения.

Транспорт:

Билеты туда + обратно (Москва-Лабытнанги) 3050 рублей на человека

Переезд на местном поезде от ст. 110 км до Лабытнанги 70 рублей на человека

Ночёвка в Лабытнанги 200 рублей с человека

Еда в обратном поезде 315 рублей с человека

Итого 3635 рублей с человека

 Иные траты:

Бензин - 1480 рублей на группу

Газ - 320 рублей на группу

Продукты общественной части - 10084 рубля на группу

Административные траты ( пропуска (почтовые услуги), заявка в МКК, телефонные переговоры ) - 630 рублей на группу

Спирт - 900 рублей на группу

Батарейки общественные - 136 рублей на группу

Аптека - 737 рублей на группу

Вариатор ( оплата заезда на Ямал ) - 6570 рублей на группу

Спальник и ткань, купленные по дороге ( взамен забытой накидки-конденсатника ) - 940 рублей на группу

Итого 21797 рублей

2422 рубля с человека

В среднем на человека, не считая личных расходов - 6057р, что очень мало на нашим временам.

 Вернуться к оглавлению

Сотовая и спутниковая связь

Связь сотовая в отдалении от крупных поселков отсутствует. Есть только в районе некоторых станций ж/д и в городах. На ветке Сейда-Лабытнанги есть на ст. Обская и рядом. Причем эта связь, хоть и разновидность МТС  какая-то дорогая. Она тарифицируется как спутниковая для абонентов московского МТС, вполне вероятно таковой и являясь. В Воркуте и Лабытнанги связь есть всякая и не спутниковая.

На ст. Сейда - месте, где от основной, Воркутинской ж/д ответвляется на восток ж/дорога на Лабытнанги, сотовой связи нет.

Спутниковая связь Турайя - вне зоны покрытия, Иридиум - работает. Данные на весну 2009г.

 Вернуться к оглавлению

Спасательные организации в районе похода

 

нажми, чтобы увеличить  Данные весна 2009г.: индекс 169900, Воркутинское АСП г. Воркута ул. Ленинградская 5-А, телефон: 8 (82151)34 14 44, нач.   Базуков Иван Федорович

  

1.       Отдел в г. Салехард 629003 Тюменская область, г.Салехард, ул. Объездная, д. 12, база МЧС

ГУ Ямалспас oxrles@salekhard.ru

телефон 8(34922)43957 8(34922)43242 начальник  авиабазы Сердюков Гавриил Дмитриевич.

 

Сообщение в МЧС , которое мы посылали заказным письмом в Салехард и потом звонили им о старте и финише.

 

 И еще в маршрутку я кладу т.н. "сообщение об аварии" - лист с вопросами, которые помогут понять спасателям что произошло с группой. Этот лист заполняется после аварии и отправляется с гонцами-посыльными или заполняется и с его помощью идет общение со спасателями по рации/телефону.

 Вот что выяснила Аленка Акимова в процессе подготовки похода:

"В Салехарде(или ок.того) есть авиабаза. У них есть вертушки, которые
они готовы поднять по запросу МЧС(про это потом отдельно). Летный час
стоит 80 тыс, чтоб облететь Полярную часть Урала(на высоте 1,5-2 км -
сколько с нее видно?) надо, как они сказали, 2 часа. В горах садиться
не будут, из-за метеоусловий. Небо, говорят, там открыто два раза в год,
я не поняла когда, но точно не в марте с апрелем. На Байдарацкой губе
и рядом могут. Вообще кроме гор могут сесть. (Зато появляется
аварийный выход из гор - до ближайшей точки где они смогут сесть!) Со страховыми они не работали.
Начальник авиабазы обещал завтра сказать чего-нить на тему местных
страховых, а пока сказал, что если ему написать гарантийное письмо, то
он не против по звонку МЧС поднять вертолетик. Так что вопрос в том,
сумеем ли мы найти устраивающую нас страховую - надежную, недорогую, и чтоб
район ее тож устроил. "

В итоге мы не стали организовывать страховку и договариваться с вертолетом.

Наверх   

Вернуться к оглавлениюПерейти  к техописанию; Перейти  к справочным сведениям о походе; Перейти  к приложениям и выводам.

Обращение к пользователям