Вернуться на самую главную стр. Вернуться к оглавлению. перейти к фотоотчету. перейти к выводам . Перейти к приложениям
Отчет о лыжном
туристском походе четвертой категории
сложности, совершенном командой
Спортивного клуба МГУ на Северном Урале
в районе хр. Поясовой Камень и хр.
Маньпупунёр в период с 29.01 по 14.02.2007 г.
ФИО |
Год рожд. |
Тур. опыт |
Обязанность в походе |
Константин Сергин |
1968 |
4ЛР, 4ГР, 5ГУ |
руководитель |
Дмитрий Зеленцов |
1967 |
3ЛР, 5ГР, 6ГУ |
этнограф-экзерсист |
Анна Никифорова |
1982 |
2ЛУ, 3ГУ |
финансист |
Ольга Добрушина |
1985 |
3ЛУ, 5ГУ, 3ГР |
медик |
Дмитрий Шабалин |
1981 |
4ЛУ, 5ГУ, 2ГР |
пом.
реммастера |
Алексей Петров |
1984 |
4ЛУ, 5ГУ |
летописец |
Никита Ветров |
1982 |
3ЛУ, 4ГУ |
завхоз |
Мария Чистякова |
1981 |
4ЛУ, 5ГУ |
снаряженец,метеоролог |
Сергей Лобастов |
1984 |
2ЛУ, 3ГУ |
фотограф |
Алексей Дубовской |
1985 |
2ЛУ, 3ГР |
реммастер |
Список принятых в тексте
сокращений
г. – гора; в. – вершина; пер. – перевал; р.
- река, ручей; чхв - чистое ходовое время;
ГЗЛ - граница зоны леса; пхд - по ходу
движения; оз. – озеро; м/н - место ночевки;
ГТЛ- глубина тропления лыжни, град. -
градусов.
Выбор района похода
Хотелось посмотреть новый
для всей группы район. Два года подряд
основная часть группы ходила на
Кольский п-ов, в Ловозера-Хибины, затем
был пройден маршрут 4.к.с. на Приполярном
Урале. Полярный
Урал и Северный нас привлекали
одинаково, но выбор произошел с подачи
Димы Зеленцова. Основной идеей похода
было прохождение интересного спортивно-ознакомительного
маршрута на труднодоступное в зимнее
время плато (хребет) Маньпупунёр (Ичетбэлбанъиз)
с останцами-"болванами". Также
постарались заложить в нитку маршрута
наиболее интересные, или, если хотите,
культовые с нашей точки зрения точки
района: г. Холатчахль и пер. Дятлова, где
в 1959 г погибла группа из 9 человек и г.
Отортен (Отыртен) - священная
вершина, по верованиям жителей тех мест
- народа манси.
Глобальная же идея похода проста: духовное и физическое развитие, повышение туристского мастерства, получение удовольствия посредством преодоления трудностей и от общения с единомышленниками.
Поскольку хр. Маньпупунёр расположен в удаленном районе Северного Урала, за короткое время пройти его насквозь, с выходом в другой точке, нежели старт, нельзя.
Поход пройден огромным кольцом, петлей, с забросками, но все равно пришлось серьезно подойти к проблеме веса рюкзаков и снаряжения и продуктов в частности.
Чтобы жестко не привязывать себя к лесу, мы взяли газовые горелки. Заодно усовершенствовали опыт работы с газом в зимних условиях. Но, поскольку основная часть маршрута проходит по лесу, мы взяли печку. Это позволило с комфортом жить и сушить вещи. А наличие гитары и нескольких игроков внесло приятное дополнение в вечерний досуг.
На весь район похода, в дополнение к обзорной "двушке", были подобраны карты масштаба 1:100000 в цветном исполнении. Использование хороших карт упростило ориентирование на местности.
Высоты
вершин, некоторых перевалов, нумерация
истоков-притоков рек, ручьев и т.п.
даются по этим "километровкам".
Световой день в январе-феврале
невелик: светает в 8-30 - 9 утра (время
местное, московское+2ч), а темнеет в
начале шестого, поэтому при
планировании маршрута надо учитывать и
этот фактор.
В отчет о нашем путешествии мы включили много полезного по организации лыжного похода, снаряжению, медицине и применению лекарств в условиях мороза и надеемся, что он будет полезен всем, кто собирается в зимние походы.
Из Москвы до г. Ивдель, последнего города, докуда можно добираться по железной дороге, есть прицепные вагоны к фирменному поезду N 084 Москва-Серов. Их всего два, так что билеты надо покупать заранее. Поезд (на январь 2007г) ходит по нечетным, отправление от Ярославского вокзала в 16-50, прибытие через почти 40 часов, в 9-12 утра. В 11-12 по местному времени. Как вариант, можно доехать только до Серова, там выйти и сесть на электричку Свердловск-Приобье N 655 до Ивделя, к которой и цепляют прицепные вагоны.
Из Ивделя можно купить билеты в прицепные вагоны до Москвы, которые идут по нечетным в 16ч местного времени, в Серове прицепляются к поезду N 83 Серов-Москва, отправлением 22-50 местного или 20-50 московского времени. Прибывает поезд в Москву через 36ч, в 6 утра. Или на той же электричке Свердловск-Приобье N 655 доехать до Серова, а там сесть на поезд Серов-Москва.
Также можно доехать до Свердловска на поезде 388 Приобье-Свердловск отправлением 22-40 (по Москве). Или на автобусе Ивдель-Свердловск (вт, ср, пт, вск 20-00 местного времени).
От станции Ивдель I до города Ивдель ходит автобус (20 минут езды), который подходит к поезду.
Расписание пригородных маршрутов автобусов, требующее проверки: Ивдель
Автостанция, отправление
• Бурмантово (через: Вижай) 7.15 (вт,пт) [11.25 (вт,пт)]
• Вижай (через: Бурмантово) 16.30 (вт,пт) [20.40 (вт,пт)]
Автостанция находится в северной (основной) части г.Ивдель, недалеко от выезда на Полуночное.
Радио или иной связи с Вижаем, Ушмой нет. В Ушме живет несколько манси и строится несколько домов для них. Транспорт туда ходит или по заказу или случайный, регулярного нет.
Вижай – 2 раза в неделю сюда заходит вахтовка, идущая в Бурмантово. Расписание надо уточнять каждый год заново. Случайного попутного транспорта должно быть больше только на развилке Вижай-Бурмантово.
Еще в районе есть геологи, которые имеют машины и летом работают в бассейне Ауспии, а зимой со своей бытовкой кочуют на отрезке Северный-Вижай.
Последний магазин есть в Полуночном.
По слухам, сейчас строится железная дорога, которая пройдет через пос. Ушма и уйдет дальше, на север, на соединение с веткой на Лабытнанги. И, восточнее нее, строится новая автодорога.
В Ивделе мы заказали вахтовку на базе "Урала". Еще из Москвы созвонились с местным автотранспортным предприятием:
АТП (автобаза) (тел.8-(34316) 2-13-75, 2-19-50, 2-15-75) Директор: Браун Иван Викторович. 8-34316-23232, моб: 8-904-549-06-51.
Стоимость в один конец, от Ивделя до Ушмы – 7 т.р. Обратно – то же.
Вахтовка приехала к поезду и мы сразу в нее загрузились.
Пока уточняли расписание поездов на обратный путь (мы не брали обратных билетов), Леша Петров зашел в деревянное, двухэтажное здание, через дом от привокзальной площади. Это Общежитие ЛПУМГ “Вахта 80”. Тел.: 8 (34386) 53353 или 53577 и договорился, что мы у них остановимся вечером 16 февраля. Стоит с человека 150 руб. без оформления или 250 руб. с оформлением.
Также мы заехали в МЧС: Дежурный отряда ПСС тел 8-34316-22040 Свердловская обл, г. Ивдель, ул. 8 Марта, д. 31. Индекс 624481. Где и встали на учет, получили штамп в маршрутную книжку и консультацию по району.
Потом заехали на почту, где отбили телеграмму в наш горклуб.
1) ГУ МЧС России по Свердловской области
8-(343) 217-44-47
gu-mchs@mail.ru - почта реально работает, они выслали следующее:
ПСС г. Екатеринбурга 8(343) 297-11-00 ул. Новинская, 2а - звонил им 15,01,2007г и они дали координаты в Ивделе:
2) Дежурный отряда ПСС тел 8-34316-22040 Свердловская обл, г. Ивдель, ул 8 Марта, д 31. Индекс 624481
3. Печорский КСО:
169700, Коми АССР, Печора, ул.Лесная,11,т.5-1591.
Все опасности, с которыми
может столкнуться группа при
прохождении данного маршрута, можно
разделить на три группы:
1. Лавинная опасность – на Северном
Урале маловероятна, но некоторые склоны
при сильных снегопадах без ветра могут
стать опасными.
2. Опасность срыва на крутом склоне.
3. Опасность ненадежного льда на реках.
Прохождение
лавиноопасных участков:
лавинная опасность
отсутствовала из-за относительно
малого количества снега в верховьях
долин, в горах. Тем не менее С собой
имелось 2 лав. лопаты и три лав. листа.
Обеспечение
безопасности на крутых склонах:
Нам пришлось преодолевать
склоны крутизной до 30°. Проходились на
лыжах или пешком с самостраховкой
лыжными палками. На крутых участках
поднимались/спускались по линии
падения воды или серпантином. Некоторые
склоны отличались обилием камней или
были зафирнованы, спуски/подъемы по ним
на лыжах были нерациональны, тогда шли
пешком.
Возможные провалы
под лед рек и озер:
С такой опасностью мы
столкнулись в дол. р. Печора. В остальных
местах реки были настолько мелкие, что
была опасность только намочить лыжи и
одежду.
Травмы и
обморожения:
Серьезных травм за время
путешествия не было. У каждого
участника имелся индивидуальный
перевязочный комплект. У всех были
ветрозащитные маски, теплое личное
снаряжение. Но, несмотря на это, у многих
"прихватило" морозом пальцы на
ногах. У одного участника большой палец
ноги обморозился сильно. Настолько, что
он на треть посинел. Пришлось назначать
курс антибиотиков и др. лекарств. После
похода, при обращении в больницу,
оказалось все не так страшно, как
казалось и палец даже не пришлось
резать.
Также надо добавить, что три наших лавлиста, скрепленные болтами, образуют сплошной настил, шириной 50 см и длиной 160 см. Остается привинтить его к лыжам, чтобы получились легкие на ходу сани-волокуши. Передний край одного листа специально для этих целей загнут, как у санок. Этот лист используется и как подставка под печку.
Северный Урал (горная его часть) отстоит довольно далеко от железной дороги или от любого населенного пункта. Выйти в населенку быстро не получится. Наверно около 4-5 суток минимум с больным участником потребуется. Конечно, это относится к нормальной по численности и составу группе. Если же надо просто быстро добежать, то, при интенсивной тропежке по 30 км в день, можно и за 2 дня успеть. Из самой дальней точки маршрута – хр. Маньпупунер, быстрейшим выходом в "люди" все равно останется путь обратно, к пос. Ушма, куда уже может проехать машина.
Аварийные выходы у нас были заложены вниз по долинам рек Ауспия, Ушма, Лозьва, Печора. Также, как нам сказали в МЧС, на базе "Ильича", при впадении р. Луснурсиспалсос в Лозьву, кто-то живет.
Радио или иной связи с Вижаем, Ушмой нет. В Ушме живет несколько манси и строится несколько домов для них. Транспорт туда ходит или по заказу или случайный, регулярного нет.
Вижай – 2 раза в неделю сюда заходит вахтовка, идущая в Бурмантово. Расписание надо уточнять каждый год заново. Случайного попутного транспорта должно быть больше.
Еще в районе есть геологи, которые имеют машины и летом работают в бассейне Ауспии, а зимой со своей бытовкой кочуют на отрезке Северный-Вижай.
Последний
магазин есть в Полуночном.
Запасные варианты: Все
запасные варианты заключаются в обходе
открытых, безлесных участков хребта по
низу, по лесу.
Смотри также карты с обозначенными ночевками
дата |
день |
Заявленный
маршрут |
Выполненный
маршрут |
км* |
причины
изменения |
29.01.2007г |
0 |
г.
Ивдель-р. Ушма |
г.
Ивдель-р. Ушма |
|
|
30.01 |
1 |
Устье
р. Ушма – дорога вдоль реки Ушмы -
окрестности г. Хой-Эква (733м) - р.
Ауспия |
Устье
р. Ушма - дорога вдоль реки Ушмы -
окрестности г. Хой-Эква (733м) |
24 |
|
31.01 |
2 |
м/н
- р. Ауспия - подход под г. Холатчахль
(1097м) |
м/н - р.
Ауспия – островок в среднем течении
р. Ауспии |
19,2 |
идем
медленнее ожидаемого, глубокая
тропежка, Тяжелые рюкзаки
|
01.02 |
3 |
м/н-
р. Ауспия - Организация заброски N1
около стрелки истоков р. Ауспии,
подготовка ночевки на склоне г. 1096м |
м/н
- р. Ауспия – верхнее течение |
10,8 |
идем
медленнее ожидаемого, глубокая
тропежка, Тяжелые рюкзаки
|
02.02 |
4 |
м/н
- Восхождение
на г. Холатчахль (1096м), рад., кое-какие
измерения по просьбе Е. Буянова и В.
Борзенкова-траверс по гребню хр.
Поясовый Камнь до седловины, между г.
Порыг-Тотне-Сяхл, (1073м) и г. Отортен
(1234м) Спуск
на запад, к месту ночевки на слиянии
ручьев-истоков р. Елима (Оунья) |
м/н-
р. Ауспия - Организация заброски N1
около стрелки истоков р. Ауспии –
пер. Дятлова (н/к 850м) – траверс
северного склона г. Холатчахль и
спуск до ГЗЛ третьего притока р.
Лозьвы |
8,4 |
Ночевка
на перевале Дятлова или склоне г.
Холатчахль, как планировалось, была
неразумна из-за пурги и отсутствия
снега для постройки снежной стенки
вокруг палатки. Без защиты палатку
могло бы просто разорвать. |
03.02 |
5 |
День
запаса |
м/н
– траверс восточных склонов
главного хребта до слияния ручьев –
истоков р. Лозьва под г. Отортен (1А) |
13,2 |
Восхождение
на г. Холатчахль невозможно из-за
пурги |
04.02 |
6 |
м-н
- г Моттевчахль (1095м) - г.
Яныгхачечахль (1023м на стыке трех
областей)- Спуск на запад, к р.
Маньская Волосница, к слиянию ручьев-истоков |
м/н
– безымянный перевал (н/к, 920 м) к
востоку от г. Отортен
– траверс (1А к.т.) хр. Поясовой
Камень по гребню, на север, под г.
Моттевчахль (1095м) – чуть не доходя
г. Яныгхачечахль (1023м на стыке
трех областей)-спуск на запад, к р.
Маньская Волосница, к слиянию ручьев-истоков |
18 |
|
05.02 |
7 |
м/н-
траверс по гребню хр. Поясовый
Камень до г. 917м-траверс по гребню хр.
Поясовый Камень до г. Янывондерсяхал
(928 м)- Организация заброски N2 в
районе горы и спуск до леса на запад
или восток |
м/н-
г. Яныгхачечахль (1023м) и дальнейший
траверс (1А) по гребню хр.
Поясовый Камень до г. 809м - спуск на
запад, до леса в среднем истоке реки
Юргинская (Юрчинская) |
22,8 |
Организацию
заброски N2 решили не делать, т.к. вес
рюкзаков и так нормальный, а без
заброски больше свободы маневра в
дальнейшем |
06.02 |
8 |
м/н
- продолжение траверса на север,
через г. Печерья-Талахчахль(896м), г
Янгалесос (931м)- спуск на запад, к р.
Еграляго (при ветре рассмотреть
сброс на восток) |
м/н
- продолжение траверса (1А) гребня на
север, под г. Янывондерсяхал (928,5 м) до
перевала 701м с р. Луцоулья на р. Сред.
Ключик - спуск на запад, по р. Сред.
Ключик, к р.
Печора |
18 |
Из-за
обмороженного пальца на ноге одного
участника, решили максимально
сократить поход (но при этом достичь
главной цели похода), чтобы скорее
выйти "в люди". |
07.02 |
9 |
Дневка |
Радиальный
выход на плато
(хр) (н/к) Маньпупунер (Ичетбэлбанъиз)
(740м), осмотр "болванов" в С-З
части |
13 |
|
08.02 |
10 |
м/н
- плато (хр) Маньпупунер (Ичетбэлбанъиз)
(740м), осмотр "болванов" в С-З
части-Траверс хр. Маньпупуньёр на юг,
до г. 772м, потом на восток, в лес, на
исток р. Печора |
м/н
– вниз по руслу р.
Печора – ночевка примерно у
впадения р. Юргинская |
20,4 |
Низовая пурга,
ограниченная видимость. Идти по
основному маршруту, по гребню
главного хребта было слишком опасно |
09.02 |
11 |
м/н - траверс
на юг по гребню хр. Поясовый Камнь до
г. Янывондерсяхал (928 м) снятие второй заброски |
м/н – вниз по
руслу р.
Печора –вверх по р. Маньская-Волосница
– вверх по р. Тумпъя -
ночевка примерно у второго
южного притока |
22,8 |
|
10.02 |
12 |
м/н - траверс на юг по
гребню хр. Поясовый Камнь до
г. Яныгхачечахль (1023м) |
м/н - вверх по р. Тумпъя –
подъем на С-З отрог г. Отортен – г.
1005.2 м - г. Отортен (1234м) -
озеро Лунтхусаптур (885м) (оз.
Гусиного Гнезда)- Спуск на восток, на
р. Лозьва (траверс+восхождение -1Б) |
21,6 |
Траверс
по хребту до в. Холатчахль не
успеваем до темноты, а ночевать на
хребте не стоит - явственные
признаки ухудшения погоды. |
11.02 |
13 |
м/н -траверс на
юг по гребню хр. Поясовый Камнь до
г. Отортен (1234м), восхождение рад.-
Озеро Лунтхусаптур (885м) (оз. Гусиного
Гнезда) |
м/н – вниз по р. Лозьва до участка
между четвертым и пятым южным
притоком - подъем на восточный отрог г.
Холатчахль через г. 657.7 м к г. 905.4 м -
траверс на юго-запад до ур. пер.
Дятлова(н/к) – спуск к р. Ауспии,
снятие заброски |
22,8 |
Восхождение
на в. Холатчахль отменили из-за
метели и плохой видимости. |
12.02 |
14 |
м/н - ур. Поритайтсори -
пер. Дятлова - лес около стрелки
истоков р. Ауспии (снятие заброски N1) |
м/н
- р. Ауспия |
10 |
Километраж
указан в половинном размере, т.к.
идем по своей лыжне. |
13.02 |
15 |
м/н - Ю-З исток
р. Ауспия - г. Хозья-Таляхчахль (1075м)- г.
Сомъяхннёл-Чахль (1055м)- плато с
останцами северо-восточнее г.
Лонтангнёль (996м)- исток р. Мал.Хозья -
исток р. Бол. Хозья - перевал с
отметкой 924,3м с останцом 10 м - Ю-З
исток р. Ауспия |
м/н
– дорога вдоль р.
Ушма. |
12 |
Километраж
указан в половинном размере, т.к.
идем по своей лыжне. |
14.02 |
16 |
м/н - р. Ауспия -
орестности г. Хой-Эква (733м) |
м/н
– пос. Ушма - устье р. Ушма – встреча
с машиной – прибытие в г. Ивдель. |
4,5 |
Километраж
указан в половинном размере, т.к.
идем по своей лыжне. |
15.02 |
17 |
м/н
- Устье р. Ушма. |
г.
Ивдель – г. Серов – поезд Серов-Москва |
|
|
16.02 |
18 |
День запаса,
возможно - машина Ушма-Ивдель.
надо договориться чтоб приехал
вечером и выехать в ночь или рано
утром след. Дня при хор. Погоде. |
поезд
|
|
|
17.02 |
19 |
машина
Ушма-Ивдель, Поезд в Москву после
обеда |
поезд,
прибытие в Москву 6 утра |
|
|
Итого 270 км.
Уральский Север- самая живописная часть Урала, протянувшаяся более 1000 км к северу от горы Косьвинский Камень до горы Константинов Камень. На территории края расположены географические области Северный, Приполярный и Полярный Урал. На западе и востоке горы примыкают к таежным и тундровым пространствам Русской равнины и Западно- Сибирской низменности. В административном отношении рассматриваемая часть Урала принадлежит: к востоку от главного водораздела- Свердловской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому национальным округам Тюменской области, а к западу- республике Коми и Пермской области.
Северный Урал состоит из
меридиональных хребтов и кряжей,
разделенных продольными и поперечными
долинами верховий рек Щугора, Илыча,
Подчерья, Печоры, Вишеры и их притоков.
Общая ширина горной полосы 50-60 км, а с
предгорными грядами- до 100 км.
Центральный водораздельный хребет
Поясовой Камень ниже примыкающих к нему
с запада хребтов (средняя высота его
700-750 м), лишь отдельные вершины
превышают 1000 м (Ойка-Чокур- 1279 м, Отортен-
1182 м).
Наиболее четко выражен западный хребет-
Тельпосизский вершинами выше 1300 м (Тельпосиз-
1617 м, Хораиз- 1326 м).
Ряд обособленных массивов расположен
на неширокой Зауральской предгорной
гряде. Наибольшей высоты достигают горы
Чистоп (1292 м), Денежкин Камень (1493 м),
Конжаковский Камень (1569 м), Косьвинский
Камень (1519 м). С запада, на расстоянии 30-50
км, осевую горную полосу Северного
Урала сопровождает цепь предгорных
гряд- парм с пологими склонами (Овинпарма,
Высокая парма, Ыджидпарма, Вуктылпарма).
Высота парм 500-700 м.
Северный Урал начинается от горы
Косьвинский Камень и тянется более чем
на 500 км на север до горы Тельпосиз.
Площадь горной области Северного Урала
(90000 кв.км) в 1,5 раза превышает два других
района края. Для туристов особенно
привлекательны районы к северу от
верховья Вишеры. Этот глухой район,
простирающийся на 300 км в длину и 150-250 км
в ширину, до настоящего времени не
заселен и слабо изучен.
Хребты
Северного Урала имеют плоские или
округлые вершины с хорошо развитыми
нагорными террасами, среди которых
возвышаются причудливые башнеобразные
останцы, сложенные из серицито-кварцитовых
сланцев.
Вершины хребтов, поднимаясь над
долинами рек более 1000 м, придают
местности живописный вид. Ширина
продольных долин 10-12 км, поперечных- 0,5- 2
км. Долины покрыты густыми лесами.
Склоны отдельных хребтов круто
обрываются к долинам рек, но перевалы
через главный водораздельный хребет
сравнительно невысоки (400-600 м) и в
пределах территории не поднимаются
выше лесной растительности. Это
облегчает лыжникам пересечение
северной части водораздельного хребта:
не требуется холодных ночевок без дров,
не опасны метели. Южнее перевалы
достигают 700-750 м над уровнем моря,
значительная часть их находится выше
границы леса.
Более высоки (до 1000 м) и труднопроходимы
перевалы через Тельпосский хребет, где
на протяжении 12-16 км приходится идти
выше лесной растительности. В условиях
короткого зимнего дня, низкой
облачности, частых метелей и сильных
морозов пересечение Тельпосского
хребта сложно, может потребовать
несколько дней и доступно лишь опытным
туристам.
Климат Северного Урала резко
континентальный. Зима холодная, с
морозами в декабре и январе до -50-54°. В
марте морозы иногда достигают -45-48°,
отрицательные среднесуточные
температуры отмечаются повсюду и в
апреле (-0,5-3°). В середине июля на склонах
Тельпосского хребта местами еще лежит
снег, а в первых числах августа уже
нередки метели. На равнинах устойчивый
снежный покров ложится обычно в третьей
декаде октября и сходит в середине мая,
горы же одеты снегом уже с середины
сентября.
В тайге, к западу от хребта, высота
снежного покрова в декабре достигает
50-70 см; снег еще рыхлый. В марте здесь уже
метровые сугробы; с подъемом в горы
снега становится больше, и у верхней
границы леса высота его достигает
местами 2 м, а иногда и 3 м. К востоку от
хребта высота снежного покрова не
превышает 60 см и он более рыхлый.
Зимняя погода на Северном Урале более
постоянна, чем в других районах края.
Иногда неделями стоят тихие ясные
морозные дни, но при теплых ветрах с юга
и юго-запада (довольно частых зимой)
начинаются снегопады и метели. В тайге
на равнине сильный ветер наблюдается
редко, средняя скорость его почти везде
3-4 м/с, а количество метелей за зиму 30-40. В
горах, особенно в высоком Тельпосском
хребте, скорость ветра достигает 15 м/с,
метелей здесь в 2-3 раза больше.
С западного
склона Северного Урала стекают Косьва,
Яйва, Вишера, Печора с притоками Уньей,
Илычем, Подчерьем, Щугором, а с
восточного склона- Северная Сосьва с
левыми притоками Тольей, Няйсом, Маньей,
Ятрией и притоки Тавды- Лозьва, Вижай,
Ивдель, Сосьва. Большинство рек
западного склона (Щугор, Подчерье, Илыч,
Печора, Вишера) в верховьях протекают
между продольными хребтами в широких,
часто заболоченных долинах.
Многочисленные короткие, но водоносные
притоки с большим падением русла (до 20 м/км),
стекая с крутых склонов, окаймляющих
долины, быстро увеличивают
водоносность рек. Поворачивая в
дальнейшем на запад, реки пропиливают
хребты и гряды и выносят свои воды на
равнину. Реки восточного склона имеют
узкие долины, меньшую протяженность и
большее падение русел, чем реки
западного. Истоки рек восточного склона
расположены на меньшей высоте, чем
истоки рек западного склона.
Ледников на
Северном Урале два. Ледник Говорухина (площадь
0,18 кв.км, длина около 800 м, наибольшая
ширина до 500 м) находится в глубоком каре
в истоках ручья Тельпосю на западном
склоне Тельпосского хребта. На языке
много трещин шириной до 1,5 м и глубиной 5
м, он загроможден моренным валом до 20 м
высотой, обрывающимся в приледниковое
озеро. Близ озера перевал через
Тельпосский хребет, по которому
проходит тропа от реки Тельпос на Щугор
и далее через главный водораздел в Азию
к реке Туяхланье. Ледник Южный
расположен в каре восточного склона
Тельпосского хребта в истоках реки
Мороя- левого притока Щугора. Площадь
его 0,2 кв.км, длина 500 м, ширина 600 м.
Большая часть территории Северного
Урала покрыта густыми таежными лесами,
которые с высотой редеют и сменяются
альпийской растительностью.
К западу от Уральского хребта тайга
сырая, с толстым моховым покровом почвы.
В бассейне Щугора, Подчерья, Илыча и в
верховьях Печоры в тайге преобладает
ель с примесью березы. В бассейнах
Вишеры, Яйвы и Косьвы помимо ели и
березы появляются пихта, местами рябина,
жимолость, волчье лыко. По берегам рек
много смородины. Идти летом по сырой
елово-пихтовой тайге тяжело: путь
преграждают вывороченные ветром стволы
лесных великанов, ноги вязнут во
влажном мху, а нередко в трясине.
Вдоль берегов средней Печоры, в
верховьях Вишеры и Илыча сухие сосновые
боры, почву устилает ковер из мхов и
ягодников.
На восточном склоне сосновые леса- с
примесью березы, в бассейне Северной
Сосьвы появляются кедр и ель. Сосновые
боры светлее и проходимее еловой тайги,
в них больше ягод и грибов.
Описание дано
по книге "Север", взято
с http://www.ktmz.org.ru/ и
сокращено.
Список
принятых в тексте сокращений
г. – гора; в. – вершина; пер. – перевал; р.
- река, ручей; чхв - чистое ходовое время;
ГЗЛ - граница зоны леса; пхд - по ходу
движения; оз. – озеро; м/н - место ночевки;
ГТЛ- глубина тропления лыжни, град. -
градусов, ГУХ - Главный Уральский Хребет.
Даты |
Дни
пути |
Участки
маршрута |
км |
Характер
движения |
Чистое
ходовое время |
Метеоусловия |
||||||
30.01.2007г |
1 |
Устье
р. Ушма – дорога вдоль р. Ушма -
окрестности г. Хой-Эква (733м) |
24 |
Занесенная
"буранка", ГТЛ – до 15 см.
Холмистая дорога в лесу. |
6-30
|
|
||||||
31.01 |
2 |
м/н -
р. Ауспия – островок в среднем
течении р. Ауспии |
19,2 |
Занесенная
"буранка", ГТЛ – до 15 см. Лес и
русло реки. ГТЛ до 40 см., местами
глубже. |
5-50 |
|
||||||
01.02 |
3 |
м/н -
р. Ауспия – верхнее течение |
10,8 |
Лес
и русло реки. ГТЛ до 40 см., местами
глубже. |
4-45 |
|
||||||
02.02 |
4 |
м/н- р.
Ауспия - Организация заброски N1
около стрелки истоков р. Ауспии –
пер. Дятлова (н/к 850м) – траверс
северного склона г. Холатчахль и
спуск до ГЗЛ третьего притока р.
Лозьвы |
8,4 |
Лес
и русло реки. ГТЛ до 40 см., местами
глубже. На участках, выше ГЗЛ и на
пер. - фирн. Крутизна до 25 град.
Долины рек, заросшие лесом склоны,
береговые террасы. |
5-15 |
|
||||||
03.02 |
5 |
м/н –
траверс восточных склонов главного
хребта до слияния ручьев – истоков
р. Лозьва под г. Отортен |
13,2 |
В
лесу ГТЛ до 40 см. подход под пер -
склоны до 30 град, снег, фирн, ГТЛ до 30
см, спуск с пер - склоны до 30 град,
снег, ГТЛ до 40 см |
5-40 |
|
||||||
04.02 |
6 |
м/н –
безымянный перевал (н/к, 920 м) к
востоку от г. Отортен
– траверс хр.
Поясовой Камень по гребню, на север,
под г. Моттевчахль (1095м) – чуть не
доходя г.
Яныгхачечахль (1023м на стыке трех
областей)-спуск на запад, к р.
Маньская Волосница, к слиянию
ручьев-истоков |
18 |
В
лесу ГТЛ до 40-50 см. На перевале и
гребне – фирн. |
4-50 |
|
||||||
05.02 |
7 |
м/н- г.
Яныгхачечахль (1023м) и дальнейший
траверс по гребню хр. Поясовый
Камень до г. 809м - спуск на запад, до
леса в среднем истоке реки
Юргинская (Юрчинская) |
22,8 |
В
лесу ГТЛ до 40-50 см. На хребте – фирн. |
6-00 |
|
||||||
06.02 |
8 |
м/н -
продолжение траверса гребня на
север, под г. Янывондерсяхал (928,5 м)
до перевала 701м с р. Луцоулья на р.
Сред. Ключик - спуск на запад, по р.
Сред. Ключик, к р.
Печора |
18 |
В
лесу ГТЛ до 40-50 см. На хребте – фирн. |
4-45 |
|
||||||
07.02 |
9 |
Радиальный
выход на плато (хр) Маньпупунер (Ичетбэлбанъиз)
(740м), осмотр "болванов" в С-З
части |
13 |
Километраж
указан в одну сторону. В
лесу ГТЛ до 40-50 см. На хребте – фирн. |
6-30 |
|
||||||
08.02 |
10 |
м/н –
вниз по руслу р.
Печора – ночевка примерно у
впадения р. Юргинская |
20,4 |
В
лесу ГТЛ до 40-50 см. На русле Печоры –
до 30см. |
5-30 |
|
||||||
09.02 |
11 |
м/н
– вниз по руслу
р. Печора –вверх по р. Маньская-Волосница
– вверх по р. Тумпъя -
ночевка примерно у второго
южного притока |
22,8 |
Лыжи,
В лесу ГТЛ до 50 см. На русле Тумпъи –
до 40см. |
5-50 |
|
||||||
10.02 |
12 |
м/н
- вверх по р. Тумпъя – подъем на С-З
отрог г. Отортен – г. 1005.2 м - г.
Отортен (1234м) - озеро
Лунтхусаптур (885м) (оз. Гусиного
Гнезда)- Спуск на восток, на р.
Лозьва |
21,6 |
Лыжи.
Подъем на отрог ГТЛ до 50 см. в
верховьях мелкий снег и фирн. На
верхнем гребне - фирн. Спуск местами
обледеневший фирн, снег, до 30 град. |
7-30 |
|
||||||
11.02 |
13 |
м/н
– вниз по р.
Лозьва до участка
между четвертым и пятым южным
притоком - подъем
на восточный отрог г. Холатчахль
через г. 657.7 м к г. 905.4 м - траверс на
юго-запад до ур. пер. Дятлова –
спуск к р. Ауспии, снятие заброски |
22,8 |
Лыжи.
Подъем на отрог ГТЛ до 50 см. в
верховьях мелкий снег и фирн. На
верхнем гребне - фирн. Спуск - фирн,
снег, до 30 град. В лесу глубже 40 см. |
6-40 |
|
||||||
12.02 |
14 |
м/н -
р. Ауспия |
10 |
Километраж
указан в половинном размере, т.к.
идем по своей лыжне. |
5-40 |
|
||||||
13.02 |
15 |
м/н –
дорога вдоль р.
Ушма. |
12 |
Километраж
указан в половинном размере, т.к.
идем по своей лыжне. |
5-20 |
|
||||||
14.02 |
16 |
м/н –
пос. Ушма - устье р. Ушма – встреча с
машиной – прибытие в г. Ивдель. |
4,5 |
Километраж
указан в половинном размере, т.к.
идем по своей лыжне. |
2-15 |
|
||||||
|
|
Итого
пройдено 270 км - в зачет |
|
пройдено реально - 345
км. |
|
|
*Время местное (московское+2 часа).
Вернуться на самую главную стр. Вернуться к оглавлению. перейти к фотоотчету. перейти к выводам. Перейти к приложениям