ОТЧЕТ
  о спортивном походе IV, с эл. V категории сложности по Памиро-Алаю. Горный узел Такали. (Хребты: Зеравшанский, Гиссарский и Туркестанский) совершенном с 29 июля по 19 августа 2007 года


 

Вернуться к оглавлению;     Перейти  к техописанию.

ОБЩАЯ ИДЕЯ И ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ

Основной идеей похода было прохождение ознакомительного маршрута в малоизученном и редкопосещаемом районе Памиро-Алая - горном узле Такали. Также хотелось посмотреть на самой природой закрытое озеро Ай-Куль к северо-западной части Туркестанского хр. И создание по материалам похода отчета и фотоотчета, чтобы заинтересовать и помочь другим путешественникам. Не ставилось никаких особых спортивных целей, в смысле первопрохождений и сложных препятствий, но при этом мы понимали, что старые описания перевалов (а на некоторые перевалы описания и вовсе отсутствовали) могут дать "почти-первопрохождение" из-за отступивших ледников. Пройти длительный маршрут мы были готовы и прошли.

Поэтому поход задумывался как не сложный технически; с другой стороны, постарались заложить в нитку (или так, чтобы увидеть и сфотографировать) маршрута наиболее интересные, с нашей точки зрения, перевалы и вершины района.

На весь район похода были подобраны карты масштаба 1:50000 и 1:100000 в цветном исполнении. Использование хороших карт упростило ориентирование на местности. Схему-хребтовку добыть не удалось.

  Вернуться к оглавлению

Выбор района путешествия

Памиро-Алай - был обусловлен многими факторами:

1.    В интернете и турбиблиотеках горный узел Такали (окрестности стыка Гиссарского с Зеравшанским хр.) очень мало "освещен", а последние материалы уже сильно (лет на 15-25) устарели. Несколько лучшая ситуация с Туркестанским хребтом.

2.    Район является одним из самых спокойных в Азии

3.    Подъезды из Москвы и на местах, недешевы и небыстры, но приемлемы, надо было выяснить современное состояние дел с этим на месте. К тому же одновременно с нашей, заезжали: группа горного клуба МГУ под рук. Кодыша Вадима и группа клуба МАИ под рук. Рыкалова Петра. 

4.    Наличие перевалов всех к.т. в районе позволило спланировать интересную для нас "пятерку".

5.     При планировании нашего конкретного маршрута ставилось несколько задач:

а) оценить современное состояние ледников, троп, мостов и соответствие описаниям и картам.

б) разведать пути восхождения на пик Самарканд и пик Такали.

в) исследовать и дать описание верховьям долины оз. Ай-Куль, которое расположено в истоках р. Сардала (она же Саркент, Саркант), к северу от Туркестанского хр. Берега озера непроходимы, и попасть в верховья его можно только через перевалы в боковых отрогах. Забегая вперед, замечу, что это оказался самой природой закрытый от людей и домашнего скота маленький оазис-заповедник.

г) Уточнить высоты перевалов и дать GPS координаты примечательных точек и препятствий.

  Если окажется, что в отчете допущены неточности,   или Вам известны более правильные названия вершин, перевалов и рек и т.д., сообщите пожалуйста мне: Сергин Константин Сергеевич
e-mail: sergin_k@inetcomm.ru

Вернуться к оглавлению

Меры безопасности на маршруте

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников и руководителя.

1. Аварийный выход к цивилизации был возможен за 1-3 дня по долинам рек. Пути аварийного выхода были записаны в маршрутной книжке и показаны на карте всем участникам.

2. Обращалось внимание на выбор максимально безопасных мест для привалов и ночлегов.

3. При прохождении перевалов по возможности использовалось раннее время суток.

4. В темное время суток движение не производилось за исключением одного случая спуска с перевала. При плохой видимости - только плотной группой, с соблюдением постоянного контроля.

5. Недалеко, на Туркестанском хребте и эти же сроки совершали походы группа горного клуба МГУ под рук. Кодыша Вадима и группа клуба МАИ под рук. Рыкалова Петра  - походы 6 и 5 к.с. Наличие спутниковых телефонов в группах позволяло увереннее себя чувствовать.

6.График движения планировался с учётом забросок, днёвок и запасных дней на случай непогоды.

7. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, при необходимости назначался замыкающий, при движении сохранялся визуальный и голосовой контакт (кроме подходов по тропам, дорогам, где растягивались сильнее, но у замыкающего была рация).

8. Где возможно, избегали близости с камнеопасными склонами.

9. Переправы через бурные реки производились по мостам или по разливам.

10. Опытные участники осуществляли наблюдение и помощь товарищам при прохождении сложных участков, работе с верёвками, организации страховки и самостраховки.

11. Количество и подготовка участников позволяли при необходимости самостоятельно проводить спасработы или послать нескольких человек за помощью.

12. ПСС, в нашем понимании, в Таджикистане нет, местное МЧС не ставит туристов на учет и не имеет возможности выслать вертолет. По слухам, единственный вертолет базируется в Душанбе, в Худжанте, доступных нам  нет.

  Вернуться к оглавлению

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

В интернете и справочной литературе есть довольно много общих (геологических, географических, этнографических, политических, биологических и т.д.) характеристик Памиро-Алая, так что здесь приведу только обзор со своими комментариями с http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1202/takaly_01.htm и только про

ГОРНЫЙ УЗЕЛ ТАКАЛИ

Район стыка Гиссарского хребта с Зеравшанским в средней части Памиро-Алая между Фанскими горами на юго-западе и Матчинским горным узлом на северо-востоке принято называть горным узлом Такали. Севернее узла Такали проходит участок Туркестанского хребта, примыкающий на востоке к Матчинскому горному узлу. Этот участок выделен отдельно.

В целом район Такали в туристском отношении недостаточно изучен. Достаточно большое количество перевалов  не было пройдено насквозь, а многие взяты с различных картосхем, то есть достоверной информации о прохождении их туристами вообще нет. В связи с вышесказанным характер и категории трудности многих перевалов требуют уточнения.

Северную часть массива составляет участок Зеравшанского хребта, его протяженность от стыка с Гиссарским хребтом до устья Ягноба, впадающего в Фандарью, составляет около 130 км. Северные и южные склоны крутые, прорезаны глубокими, узкими ущельями и каньонами.

Гиссарский хребет, протяженность которого в пределах бассейна Ягноба составляет 155 км, отходя от Зеравшанского хребта у пика Такали (4450), выгибается к югу, затем в районе перевала Хоки принимает общее западное направление. В начале Гиссарского хребта сначала на восток, далее на юго-запад отходит Каратегинский хребет. Западнее от его начала от Гиссарского хребта ответвляется в южном направлении Рамитский отрог. На западе от Гиссарского хребта отходит на юг крупный ветвистый отрог, образуя узел Санги-Наваши, а на север - короткий отрог с интересным окончанием, имеющим значительное оледенение - Замин-Карор (Ягнобская стена).

Наивысшая точка района - вершина 5145 м, пик пирамидальной формы, - расположена в Зеравшанском хребте, в верховьях реки Ягноб. Наибольшее оледенение в этом районе развито на северных склонах, где преобладают ледники долинного типа. На южных склонах преобладают каровые ледники.

 (Комментарий Сергина К.: Высшая точка района на самом деле - пик МГУ (4Б, 5418), расположенный в массиве Тутеклик, рядом с Тутек-пиком. Почему так произошло с высшей точкой  района: смотри отчет 6 к.с. по Туркестанскому и Зеравшанскому хр. от 2007г. Кодыша В. в МГЦТК.)

Климатические условия, растительность и животный мир мало чем отличаются от Фанских гор. Узел Такали расположен на территории Таджикистана. Характер троп вдоль рек неоднороден: они то хорошо разработаны, то, наоборот, становятся труднопроходимыми, часто пропадают. В верховьях Ягноба постоянного населения нет. Вдоль реки Зеравшан расположен ряд небольших кишлаков. На водоразделе рек Сардай-Миена и Сорбо, в нижней части Рамитского отрога, расположен заповедник “Рамит”.

К узлу Такали и Туркестанскому хребту можно добраться на машине от Айни по долине реки Зеравшан. На западе проходит дорога из Душанбе в Айни через перевал Анзоб. Наиболее быстрый подъезд с юга, из Душанбе до Рамита регулярно ходят автобусы. В верховья рек Сардай-Миена и Сорбо можно добраться на машине. К Туркестанскому хребту можно добраться с севера через Ходжент (Худжанд) по ущельям р. Ляйляк, Аксу, где практически ежегодно проходят различные альпинистские мероприятия.

Самое хорошее время для походов и восхождений - июль, август, начало сентября. Июль, август- с утра обычно хорошая погода, к вечеру идет дождь, к ночи опять хорошая погода. Сентябрь- погода практически ясная, но немного холоднее.

В 2007 г, в августе, погода была в основном хорошая, не обязательно ясная, но половина дней - сухая.

Вернуться к оглавлению

Транспортная характеристика района.

Обратите внимание, какое время указано в обратных билетах! Таджикское время отличается от московского (летнего) на час. (Киргизское время отличается от Московского на 2 часа). Например: 6 ч в Москве соответствует  7 ч в Таджикистане или 8 ч в Киргизии.

      Транспортом занимался Кодыш Вадим, а плодами его трудов (а также целые абзацы из его отчета из раздела "введение" присутствуют здесь) воспользовалась и его группа и наша и группа Петра Рыкалова, ибо заезжали мы все одновременно и почти в одно место.

Центром района является долина р. Зеравшан. Долина плотно заселена и по ней проложена автодорога почти до ледника Зеравшанский. Эта дорога является наиболее удобным путем заезда в район и доступа к Туркестанскому и Зеравшанскому хребту. Попасть на нее лучше с юга из Душанбе и с севера из Худжанда. Оба эти варианта требуют проезда через 1 перевал (Анзоб и Шахристан, соответственно), нормально проходимы для  автомобилей типа УАЗ-"буханка" и занимают около 13-15 часов езды. Оба не требуют оформления погранпропусков. Кроме того, новая дорога с севера через перевал Оббурдон, еще сокращает путь, хотя и усложняет его.  Кстати, практически на всем протяжении долины Зеравшана действует мобильная связь и есть электричество и магазины.

Возможен и заезд на Туркестанский хребет с севера, но это требует проезда через территорию Кыргызстана, а это представляет дополнительные сложности. Этот район – "черная дыра". Там не действуют межгосударственные соглашения о безвизовом обмене с Россией и погранпропуска. Однако цена, которую требуют киргизские пограничники за пересечение границы, невелика. Мы (Кодыш Вадим) заплатили командиру заставы Коргон ст. лейтенанту по имени Бахтияр 4000 рублей с 6 человек и, по имеющейся у нас информации, это стандартная цена, которую платят все проходящие.

На Зеравшанский хребет можно также попасть с юга из Душанбе через Навабад, куда идет шоссе. Однако долины рек южного склона хребта слабо исследованы.

Вернуться к оглавлению

Турфирмы

К сожалению, в этом регионе не действуют непосредственно гранды турбизнеса региона – "Альп-Новруз" и "Азия Трэвел". Они вывели нас на своих партнеров в этом регионе. С "Вертикалью" по очевидным причинам у нас было взаимное нежелание сотрудничать. Перед самым отъездом нам сообщили о возможности воспользоваться услугами филиала "Артуча" в Худжанде, однако связаться с ними мы уже не успели. Завоз-вывоз по долине Зеравшана осуществляют 2 фирмы.

1 – государственное предприятие "Сайех" из Худжанда.  Это бывший областной совет профсоюзов. Государство обязало их заниматься туризмом. Они готовы организовать транспорт, проживание и регистрацию. Мы оформляли через них регистрацию. Они также в конце концов предложили минимальную цену завоза – 50 $ с человека, однако к этому моменту мы уже заплатили задаток другой фирме, поэтому вынуждены были отказаться. Связь с "Сайехом" мы поддерживали через Эдуарда Ивановича Капицу из г. Чкаловска (квартал Рудаки, дом 15 кв. 44, тел. Из Москвы 8-10-992-47448- 36 51 ).

Рекомендуем, если Ваш путь начинается в Худжанде, начинать с фирмы "Сайех". У них есть и адаптированные к горам УАЗы.

2 – "Маунтайн Трэвел" из Душанбе (директор – Садулло Хасанов), услугами которой по транспорту мы в результате воспользовались. К сожалению, частично неудачно. Фирма предоставила  УАЗ-"буханку" с опытным водителем Ансором,  куда загрузилась наша группа, а группы Вадима К. и Петра Рыкалова получили машину, плохо пригодную для поездок по горам и водителя, никогда не водившего ничего, кроме городского автобуса. Это привело к весьма опасной поездке и потере полусуток. Стоимость завоза в этой фирме составляла 400$ с группы.

Выезд из района через Ворух в Худжанд для группы Кодыша Вадима планировалось осуществлять через баткенского партнера бишкекской  фирмы "Тянь-Шань Трэвел" Жунусбека Каразакова. Однако из-за разрушения дороги по Каравшину необходимость в его услугах отпала и выезд производился общественным транспортом.

Часть группы ехала из Москвы поездом. Прямые поезда в Худжанд из Москвы не ходят, только из Саратова, поэтому ехали с пересадкой в Саратове. Из Москвы поезд N17 отправляется ежедневно в 19-52. Прибывает в Саратов в 12-06 на следующий день. Поезд Саратов-Худжанд ходит 2 раза в неделю. Отправляется в 16-30. Идет 69 часов. Прибывает в пригород Худжанда – г. Гафуров в 14-36. Поезд не в пример спокойнее бишкекского. Газ не искали, но за отсутствие загранпаспорта у одного нашего человека выжали в общей сложности 4000 р. на всех границах, поскольку поезд идет через Узбекистан, где загран. паспорт обязателен. Обратный поезд Худжанд-Саратов, отправляется 2 раза в неделю в 18-03 и через 67 часов 40 минут в 12-43 прибывает в Саратов.

Остальные летели самолетом 26 июля. В настоящее время в Худжанд летают S7 и "ТаджикЭйр". На момент закупки билетов S7 оказалась дешевле, поэтому выбрали ее. И те и другие летают ночью. S7 летает 5 раз в неделю. Самолет S7 вылетает из Домодедово в 22-30, прибывает в аэропорт Худжанда (г. Чкаловск, находится в 20 мин езды от Худжанда) в 03-00. Лимит бесплатного багажа – 25 кг, но нам удалось оформить в S7 разрешение на повышение нормы бесплатного провоза багажа до 45 кг. Правда, при регистрации наше разрешение вызвало недоверие, но звонок в представительство S7 в аэропорту решил проблему.

Прилетев и без всяких проблем пройдя все контроли, мы на встречавших нас машинах за 10 минут доехали до квартиры, в которой мы еще из Москвы договорились базироваться (адрес имеется).

  День 27 июля ушел на организацию и получение регистрации через упомянутую фирму "Сайех".

Утром 28 июля около 10 утра по местному времени мы выехали из Худжанда. Сейчас основная дорога, соединяющая Худжанд с долиной Зеравшана (г. Айни) и далее с Душанбе, находится в состоянии тотального ремонта и представляет собой засыпанную гравием канаву. Перевал Шахристан через Туркестанский хребет работает в режиме одностороннего движения по нескольку часов в каждую сторону. Поэтому было заранее решено воспользоваться новой "колхозной" негосударственной дорогой через перевал Оббурдон, которая к тому же спускается в долину Зеравшана намного выше Айни. Однако сложная и узкая дорога проходима далеко не для всех машин. Лучше всего там проходят УАЗы – "буханки" и различные джипы. Одна из наших машин - вахтовка  на шасси грузовика ГАЗ с одним ведущим мостом очень плохо подходила для этой дороги. Весь день погода была ясная, однако дорожный смотритель на перевале (кстати, весьма удивленный тем, что мы знаем об этой дороге) рассказал, что несколько предыдущих дней был туман, и видимость была близка к нулю, сильно затрудняя проезд через перевал.

Поэтому только в сумерках мы спустились в долину Зеравшана в районе кишлака Даштиоббурдон. Дорога вдоль Зеравшана шире, однако пробита в крутых откосах и представляла сложность для водителей. Поэтому около 23-00 было решено остановиться на ночевку выше райцентра Мадрушкент - на окраине кишлака Табушт.

Необходимо упомянуть, что отсутствующий на картах участок дороги от кишлака Сабах до кишлака Ярм на местности существует. Более того, чуть выше устья Лягаргифа на дороге есть еще один кишлак – Чашма.

Вернуться к оглавлению

Политическая и финансовая ситуация

В 2007г. году внутренняя обстановка в Таджикистане и Киргизии была вполне благоприятная,  все довольно лояльно относились к приезжим туристам.  Проблемы с местным населением  в городах и в горах отсутствовали. Традиционные для Азии проблемы с органами правопорядка были в пределах нормы.

Стоимость проживания, питания, средств передвижения.

Группа заранее договорилась (через Вадима Кодыша) с фирмой «Маунтейн Трэвел», расположенной в г. Душанбе, о предоставлении транспорта. Регистрация в Таджикистане оформлялась через фирму "Сайех" (г. Худжанд). Погранпропуска в Кыргызстане – через фирму "Тянь-Шань Трэвел (г. Бишкек).

Список затрат на транспорт, проживание и оформление:

Поезд Москва - Саратов - Худжанд - Саратов - Москва. Стоимость плацкартного билета  - 3300руб.

Самолет  Москва – Худжанд – Москва (авиакомпания S7, эконом-класс) – 14400 руб.

А/м Худжанд - верховья Зеравшана – 400$

Погранпропуск в Кыргызстане – 350 руб. с человека.

Регистрация в Таджикистане – 11$ с человека.

Один ишак с погонщиком на полдня в одну сторону (около 10-15 км) - 15 сомони или бесплатно.

Место в маршрутке Ворух-Исфара – 1.5 сомони

Такси Исфара – Кайраккумское вдхр – 60 сомони

Место в маршрутке Кайраккумское вдхр – г. Чкаловск – 1.5 сомони

Курсы валют: 1 сомони (Таджикистан) = 7.52 руб.

  Вернуться к оглавлению

Регистрация и необходимость загранпаспорта

На территории Таджикистана граждане России могут находиться без регистрации до 3 суток. (Данные 2007г, обязательно уточните что сейчас, ибо ситуация меняется каждый год!!!) Регистрацию оформляет МВД. И занимает этот процесс без посторонней помощи около суток и требует не личного присутствия, а списков и подлинников паспортов. В загран ставят штамп, а в гражданский паспорт дают вкладыш со штампом, т.е. паспорт не портят.

 Регистрацию у нас проверяли в пос. Сабах проезжие пограничники и в аэропорту - при отлете. Причем неверная дата на одном штампе едва не стала поводом для вымогательства взятки. Официальный штраф за просроченную регистрацию – около 100$ с человека.

Погранпропуска в этом районе Таджикистана не требуются. Погранзастава есть в верховьях Зеравшана около кишлака Тро, однако туристы ее абсолютно не волнуют.

Киргизские погранпропуска оформляются в Бишкеке и должны быть дополнительно подписаны в Баткене. Однако смысла в них мы не видим, поскольку их наличие никак не влияет на поборы пограничников. Регистрация в Кыргызстане не требуется.

Тем, кто едет поездом - важно:

за отсутствие загранпаспорта у одного нашего человека выжали в общей сложности 4000 р. на всех границах, поскольку поезд идет через Узбекистан, где загран. обязателен. Обратно он сделал в Российском консульстве г. Худжанд справку "о возвращении на родину" за 300 р., с которой к нему уже не придирались.

В любом походе, в любой район, стоит заготовить еще дома несколько списков группы с полными данными. Желательно поставить печать на списки. При общении с должностными лицами это экономит время, не надо переписывать все от руки. Также помогла бумага на бланке Федерации спортивного туризма Москвы с просьбой властям содействовать нам.

Вернуться к оглавлению

Сотовая связь

В крупных городах действует по несколько сотовых операторов. Не забудьте только перед отъездом подключить услугу "международный роуминг". Во многих кишлаках, где мы проезжали от г. Худжанд, до р. Зеравшан, связь была. Почти вся долина р. Зеравшан до последнего кишлака, в зоне покрытия ретрансляторов  компании Indigo. По словам местных жителей, скоро собираются ставить новый ретранслятор около кишлака Валиганд (Волгонд, Валган). Но стоит отойти в горы, когда прямую видимость закрывают отроги, как связь пропадет. Но большую часть нашего маршрута, даже имей мы с собой сотовый телефон, мы бы не смогли им воспользоваться. Спутниковый телефон системы Тюрайя, взятый в аренду в Москве,  работал прекрасно, а благодаря встроенному в него модулю GPS, мы смогли записать координаты и высоты некоторых точек маршрута. Заряжали телефон солнечной батареей.

  Вернуться к оглавлению

Местное население - рекомендации, проживание и питание.

Местное население очень благожелательно относилось к нам. Пастухи на верхних пастбищах, жители кишлаков, обязательно приглашали остановиться и покушать, поговорить, переночевать. Надо к этому относиться спокойно и закладывать в маршрут немного больше времени на общение. Иначе приходится изворачиваться, пытаясь необидно объяснить, почему мы не остаемся, а уходим дальше. Но попить чайку с лепешками все равно надо :).

Очень рекомендуем взять с собой побольше старой или ненужной обуви и одежды. Совсем дрань брать не надо, а поношенное и крепкое - хорошо. В верхних кишлаках и аулах, у пастухов ОЧЕНЬ ценятся любые кроссовки, спортивные туфли ботинки, легкие палатки, спальники. Детская одежда и обувь тоже нужна.

Каждый участник  нашей группы взял  что-то из одежды и обуви для таджиков и еще мы купили сигарет. В общем собрали полную сумку, с которыми ездят "челноки". Сигареты не пользовались особым спросом, курящих таджиков немного, но все равно хорошо, что взяли с собой. А одежду-обувь надо постараться равномерно распределить по кишлакам, которые предполагается посетить. Носить с собой вещи для пастухов в верховья долин стоит, только если караван идет, на себе тяжело, а вот сигареты пусть всегда будут у группы. Лишние сахар и сладости, которые вдруг образуются в группе или могут быть выделены безболезненно, стоит отдать пастухам или выложить на общий стол при чаепитии.

 В Худжанде имеются гостиницы. Стоимость – от 15$ с человека. Однако через знакомых мы устроились ночевать на частной квартире в пригороде Худжанда - Чкаловске, заплатив по 2$ с человека. В городе есть масса всяких кафе, ресторанов и т.д., поэтому вопрос питания решается легко. В верхних же кишлаках знаменитое таджикское гостеприимство разворачивается во всю. В каждом доме есть комната для гостей и каждый готов угостить тебя чаем, а если останешься ночевать – непрерывно кормить и предложить постель. И все это бесплатно! Но не стоит на гостеприимство рассчитывать безусловно и злоупотреблять им. Люди живут бедно и отдадут путникам последнее по традициям.

    Вернуться к оглавлению

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ (заявленный и выполненный,  причины измененния)

 

Даты

Дни пути

ЗАЯВЛЕННЫЙ МАРШРУТ

ВЫПОЛНЕННЫЙ МАРШРУТ

причины изменения

-1

27.7

 Утром прилетаем, переезд из аэропорта в город Худжант, Регистрация, покупка продуктов в дорогу, днем - встреча поезда

 Утром прилетаем, переезд из аэропорта в город Худжант, начали регистрацию, покупка продуктов в дорогу, днем - встреча поезда

 

0

28.7

 Регистрация, Худжант, днем-вечером машина, ехать 15-18ч

 Регистрация затянулась, ночевали в Худжанте,

 

1

29.7

 машина дол. Р. Зеравшан, кишлак Сабах - кишлак Волгонд (Волган) - устье р. Волгонд (Ниж. Волган)

г. Худжанд (Ходжент)- пос. Ганчи- пос. Босманда- кишлак Овчи- пер. Оббурдон (н/к, 3961м) - к. Оббурдон -долина р. Зеравшан- к. Хадишар - к. Табушт

Выехали утром, после визита в ОВИР, где забрали паспорта с регистрацией

2

30.7

 м/н - подъем до летовки на слиянии с правым Волгондом

рад выход до слияния со Сред. Волгондом

возвращение к летовке

м/н - к. Сабах - мост через р. Зеравшан - к. Истошон - к. Валиганд (Волгонд, Валган)- р. Валиганд (Волган, Валган, Волгонд)- аул (кош) Верхний Валиганд (на слиянии рек В. и З. Валган).

не успели отнести заброску, т.к. было уже поздно и долго  общались с местными жителями

3

31.7

 м/н-Подъем под лед. Пр. Волгонд

рад выход на лед. Пр. Волгонд - снежно-ледовые занятия, просмотр дальнейшего пути вверх

возвращение к м/н

м/н -  верхний аул Валиганд (кош) - р. Волгонд Зап. (Волгонд Лев. или просто р. Волгонд) - ущ. лед. Дальневосточников (Заброску оставили) - м/н

 

Отставание на 1 день

4

1.08

м/н - пер. Сентябрьский (1Б, 4300)

рад выход на узловую вершину 4363,1м

спуск на Ю-З,до слияния рек Такали и Пр. Такали

м/н - подход под пер. Сентябрьский- рад. выход на лед. Вост. Волгонд (ледовые занятия) - морена на лед. В. Волгонд

 

5

2.08

м/н - пер. Такали Сев. (2А, 4100)

рад. Выход с перевала на в. 4550,4м (к западу от пер.) или в. 4532,1(к востоку от пер.)

спуск с пер. на С, на р. Лев.Волгонд, до слияния с руч. с лед. Дальневосточников

м/н- лед. Вост. Волган - пер. Сентябрьский (1Б, 4300м) - в. 4363,1м(рад, с пер.)  - р. Яхсу (Лев. Такали).

 

6

3.08

ДНЕВКА. рад. выход под лед. Кривой (под пиком Самарканд), оценка подходов, возможности восхождения с этой стороны (р. Волгонд)

рад. выход вниз, к слиянию со Ср. Волгондом и снятие заброски

если хватит времени и сил, то забросить снарягу под пер. Боковой

Полудневка. м/н-        р. Лев. Такали (Яхсу)- кош на левом притоке - подъем на северный склон Зеравшанского хр. (подход под пер. С. Такали).

Вывихнутое плечо участника и излишне оптимистический прогноз скорости группы вызвали еще большее отставание от графика

7

4.08

м/н - пер. Боковой (2А, 4300) - лед. Дальневосточников

рад. Выход на седловину в северном борте лед. Дальневосточников, выводящую к лед. Кривой. Оценка сложности восхождения по гребню вверх и далее, на пик Самарканд

м/н - пер. Сев. Такали (2А, ~4000) - лед. Зап. Волгонд - р. Зап. Волгонд

 

8

5.08

м/н - восхождение на пик Самарканд 5085,8м - м/н

если позволят обстоятельства и маршрут покажется не сложнее 3А

м/н - р. Зап. Волгонд - подход под язык  лед. Дальневосточников- пер. Боковой (2А, 4300)- лед. Дальневосточников Полудневка

 

9

6.08

День запаса

м/н - попытка восхождения на пик Бухара (в 700 м южнее в. Самарканд (5085м))  (сложнее, чем 3А и за 1 день не ходится большой группой, пройденный маршрут оценили как 2Б) - м/н.

 

10

7.08

м/н - пер. Дальневосточников Юж. (3А, 4920)

пер. Молодость Сибири (3А, 4820)

слияние ветвей лед. Пр. Такали

м/н -  пер. Дальневосточников Ю. (3А, 4920м) - пер. Молодость Сибири (3А, 4820м)(ночевка на седловине)

начинаем нагонять график, но только за счет изначально заложенных дней запаса

11

8.08

День запаса

При хорошем раскладе времени и сил разведка путей восхождения на в. Такали-Ушба

м/н - спуск с пер. Молодость Сибири (3А, 4820м) - слияние ветвей лед. Пр. Такали

 

12

9.08

м/н - спуск по лед. Пр. Такали до р. Такали, снятие заброски

подъем по р. Такали на С-В, к истокам

м/н- спуск по лед. Прав. Такали - р. Пр. Такали

ледник Пр. Такали оказался более трудоемким, чем по описанию

13

10.08

м/н - пер. Такали (1Б, 4080) или пер. Такали Верхн. (1Б, 4100)

спуск на восток, к р. Насруд (Наукрум), до слияния с восточным истоком (урочище Кунтимас)

Полудневка. М/н - р. Пр. Такали - р. Яхсу (Лев. Такали) - снятие заброски,   подход под пер. Такали.

 

14

11.08

м/н - пер. Джиндон (Дон) (1Б, 4100) или пер. Душанбе (2А, 4060)

спуск по леднику и р. Джиндон на север.

м/н - пер. Такали (1А, 4080)- спуск по р. Насруд (Колыча?) до слияния с лев. истоком в урочище Кунтимас (Дуоба).

 

15

12.08

м/н - спуск по р. Джиндон до моста на р. Зеравшан

дол. Р. Зеравшан, кишлак Сабах

м/н - пер. Джиндон (1Б, 4100) - р. Джиндон - аул (кош) Хаматк, первый снизу от устья реки.

 

16

13.08

Дневка

м/н - мост через р. Зеравшан - каньон р. Сабах - к. Сабах - верхняя дорога вдоль арыка к р. Сабах - верхнее течение реки

 

17

14.08

м/н - подъем по р. Сабах до озерца на слиянии с р. Искаул

Дневка на р. Сабах

 

18

15.08

м/н - цирк под пер. Уйгур Сев. (Бруклин) (2А, 4440), или пер. Уйгур Ср. (2Б, 4540), или пер. Уйгур Ю. (2А, 4400),

разведка оптимальных подходов под перевалы

оценка возможности восхождения на в. 4723м

р. Сабах - северный исток - лед. Сабах Северный (он же Уйгур Южный) - озеро с отм. высоты 3994,5м

 

19

16.08

м/н - пер Уйгур Сев. (Бруклин) (2А, 4440), или пер. Уйгур Ср. (2Б, 4540), или пер. Уйгур Ю. (2А, 4400)

рад. Восхождение с пер. на в. 4723м.

спуск по р. до оз. Ай-Куль

м/н- пер. Уйгур Ю. (2А, 4400, рад) - пер. Истед (~2Б, 4400, рад, нехоженый и неописанный перевал) - пер. Уйгур Ср. (2Б, 4500) - лед. Уйгур Вост. - зеленая терраса под бараньими лбами.

 

20

17.08

м/н - оз. Джасыль-Куль

спуск по р. Саркат (Сардала) до мазара Саркент

спуск по р. Саркат под пер. Саркент или пер. Карабука

м/н - р. Ай-Куль - оз. Ай-Куль - язык лед. Уйгур Зап. - пер. Озерный (Заозерный) (2А (по класификатору - 1Б), 4040м) - лед. Тенисбай

пер. Озерный оказался сложнее, чем 1Б и занял почти целый день

21

18.08

м/н - пер. Саркент (н/к, 3240) или пер. Карабука (н/к, 3140)

спуск на север, мимо родника, до дороги

По дороге до пос. Андарак. Заночевать в километре или как получится, узнать расписание автобусов.

м/н - лед. Тенисбай - р. Тенисбай - мазар Саркент - вниз по долине р. Сардала (Саркат).

чтобы не объясняться с киргизскими пограничниками, решили перевалить сев. отрог Пирьях на Таджикскую сторону

22

19.08

м/н - кишлак Андарак

переезд: кишлак Андарак -пос.  Исфана - г. Худжант

м/н - идем вниз по долине р. Сардала (Саркат) - р. Гуш - долина верхних пастбищ с бывшим аулом.

 

23

20.08

день запаса, вечером (ночью)- самолет

м/н - вторая долина притока р. Гуш - второй аул с семьей таджиков - пер. Чашмагильдан (н/к, 2730м) - кишлак Росровут - г. Худжанд (Ходжент)

 

  Итого активными способами передвижения:   250 км  (с учетом коэффициента 1.2)

    Вернуться к оглавлению

Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

  Аварийные выходы у нас были заложены вниз по долинам рек Валиганд (Волган), Ягноб, Насруд (Наукрум), Джиндон, Сабах, Саркат (Сардала), где обязательно встретятся люди. Запасные варианты:

Дни пути дата

Участок маршрута

13 10.8

м/н - пер. Такали (1Б, 4080) или пер. Такали Верхн. (1Б, 4100)    

подъем к узловой вершине 4363,1м, подход под пик Такали    

Если в предыдущей части маршрута не удалось пройти перевал и вершину 3А, то с пер. Верхний Такали не спускаться на восток, а подняться на стык Зеравшанского и Гиссарского хребтов и сделать попытку восхождения на пик Такали (ок. 4700м), пик Игла (ок. 4700), спуститься через пер. Плакарный (3А) к р. Волгонд. Или спуститься по леднику Волгонд (Волган) Восточный, тут же подняться на правую ветвь ледника (или поискать перевалы у главного хребта или по хребту пройти, через пик Волган) и перевалить на лед. Джиндон через пер. 2.1.45 Джиндон-Волган Верхний (3А, 4350), а потом спускаться к р. Зеравшан по р. Джиндон. Смотри дополнительную схему на этот участок. 14

11.8

м/н - разведка путей восхождения на пики Такали и Игла, поиск несложных, до 3А маршрутов, оценка снизу, визуально, с нескольких точек. 15

12.8

м/н - попытка восхождения на пики Такали или Игла (до 3А, ок. 4700) 16

13.8

День запаса 17 14.8

м/н - спуск по лед Волган Вост до слияния ручьев (или подъем на гребень Зеравшанского хр.)    

подъем на восточную ветвь ледника под пер. 2.1.45 Джиндон-Волган Верхний (3А, 4350) (или траверс гребня через пик Волган, докуда дойдется в восточном направлении)    

просмотр и может быть обработка первой веревки перевала. (спуск с гребня восточнее в. 4816.7 на север, на ледник, под пер.2.1.45 Джиндон-Волган Верхний 18 15.8

м/н - 2.1.45 Джиндон-Волган Верхний (3А, 4350)    

ледник Джиндон 19 16.8

День запаса 20 17.8

м/н - спуск по р. Джиндон 21 18.8

м/н - спуск по р. Джиндон    

р. Зеравшан    

Кишлак Сабах 22 19.8

День запаса 23 20.8

 переезд в Худжант

Вернуться к оглавлениюПерейти  к техописанию.

Hosted by uCoz
Обращение к пользователям