Вернуться на главную стр.     Назад

Заметки с понравившегося нам маршрута:

сплав по р. Шорна (не Шерна!) - р. Большой Киржач - р. Киржач 28.04-1.05.2023г.


Плавсредства: надувные байдарки и одноместный катамаран под байдарочную греблю.
Уровень воды: спад половодья, но вода ещё относительно высокая - сказался локальный паводок от осадков.
Стапель: около АД (авто-дорожного) моста через р. Шорна в 600 м западнее автобусной остановки Фомино-1.
Антистапель части группы: г. Киржач.
Антистапель другой части группы: точка Антистапель2, между сёлами Илькино и Лисицино + 1.5км пешком до
платформы 138км. БМО (Большой окружной) на участке Орехово-Зуево - Александров. Поляна с кострищем (там даже заночевать можно при нужде) около точки Ручей - он там есть, чистый. Годна для антистапеля и точка Антистапель4.
Антистапель третьей части группы: АД мост на участке реки Савино-Старково (Стариково).
    Хорошая, внятная лоция, по которой мы шли: https://bl1ch.livejournal.com/25586.html
Там же есть реально записанный трек и точки, скачав которые и добавив свои, получили вот такой результат на карте:
https://nakarte.me/#m=11/56.25746/39.11407&l=O/K/Gc&nktl=Q1G4ZDQZYcgpIIXajzNzbw
    Скачать файл Shorna-Kirzhach2023SK05.gpx для навигатора.
    Скачать файл Shorna-Kirzhach2023SK05.kml для смартфона.

    Скачать листы карты для печати  (основа-GGC 250м) с нарисованным треком здесь: ggc_250_geocaching_100m_A4.pdf

    Скачать таблицу с раскладкой, списками снаряги, ремника и т.д.: shorna28.04-1.05.2023.xlsx

Обритете внимание, что около реки есть геокэшерские тайники, если есть запас времени, то можно разнообразить сплав пешими экскурсиями. Особенно детям нравится искать тайники :)

До самой реки Киржач за три дня не встретили ни одной группы туристов и по пальцам одной руки можно пересчитать встречи с местными жителями. Наша скорость сплава весьма низкая, ненамного опережаем течение, делая обычно около 15-20 км в день. Днём делаем большую остановку и варим суп и чай, искать место для ночлега начинаем в 18-19 ч. Скорость течения довольно высокая, но не бешенная. При навале байдарки на бревно или ветки вполне можно остановиться и не кильнуться. Т.е. маршрут годен и для новичковых экипажей. При этом более подготовленные участники сплава будут довольны технической работой по лавированию :). Есть обносы/перелазы на начальном участке р. Шорны: за первые 13 км мы раз 7 вылезали из байдарок, преодолевая брёвна поперек реки (она шириной от 2 до 5 м) и низкий мостик. Большая вода позволила пройти некоторые препятствия не вылезая из байдарки. При малой воде число обносов/перетаскиваний увеличится. Летом участок реки Шорна выше автомоста дороги Алёшки-Флорищи может быть не проходим из-за мелководья. Запруда ниже этого моста при нашей воде была проходима сходу без проблем, как и нек. другие препятствия, вызвавшие затруднения у наших предшественников.
Скорость движения по реке Б. Киржач и далее - по р. Киржач очень выросла по сравнению со скоростью движения по р. Шорна. Только благодаря этому мы, не упираясь и не гребя на износ, смогли пройти ~55 км. за примерно 12 ходовых часов.

Погода была терпимой: дождь, а потом снегопад с 28 на 29.04 пережили в лагере, с костром, под тентом готовили и надували свои кораблики. Пообедали и в 15 ч. 29.04 стартовали уже под солнышком. Весь оставшийся день и ночь и день 30.04 были сухие, хотя ночью морозец вдарил, но какие звёзды показывали! А дождь с вечера 30.04 по утро 1.05 мы провели в лагере с уже натянутым тентом и поставленными палатками и жарким костром, а с утра 1.05 - снова сухо. В общем повезло! Даже 6 летние дети были в порядке за счёт героизма родителей :)

На стапеле не было никакой связи от МТС и была других операторов. Но если пройти вверх от моста в сторону остановки Фомино-1, связь появлялась.
Место для стапеля ниже по течению относительно моста, у излучины реки Шорна довольно удобное, можно ночевать с удобством, что мы и сделали. Точка на треке: "стапель2". От точки "начало отбойника на обочине" надо пройти метров 150 через лес и подлесок без внятной тропы просто по направлению. У излучины реки с ровной лужайкой, удобной для сборки байдарок, есть участок хвойного леса с ровными местами под несколько палаток и обилием дров. Недостаток один - хорошо слышно движение на дороге, но к этому шуму быстро привыкаешь, а ночью машины вообще не ездили. В этой точке собралась основная часть группы, используя три разных способа:
1) Автобус 907 на Кольчугино от Щелковского (Центрального) вокзала Москвы.
Особенности этого способа: билет в интернете можно (и нужно!) купить заранее, но только до Кольчугино, до нужной нам остановки Фомино-1 нельзя, но это не страшно, т.к. до Кольчугино тут уже совсем близко. Багажный билет купить можно только в кассе, значит приходить на вокзал надо заранее, пройти антитеррористический досмотр на входе и в заключение подняться в лифте на 6 этаж на 6 перрон (тоже доп. время!). Автобусы большие, новые, с огромным багажным отсеком внизу. Время в пути - 3.5 часа с учетом предпраздничных пробок. На разных сайтах покупка билета с разной наценкой. Поиск лучшего недолгий, если есть желание сэкономить.
2) На эл-ке до Александрова (как опция была электричка с Курского вкз. на Орехово-Зуево или Покров и т.п.) и пересесть на такси (1600руб. за 50 мин в пути) до моста через Шорну. Выйти в точке "начало отбойника на обочине", там как раз удобное расширение сухой и высокой обочины.
3) На своей машине до г. Киржач и оттуда минут 15-20 на такси до точки "начало отбойника на обочине".
Ещё одна часть нашей компании добралась до реки Шорна на личной машине в районе деревень Ясная Поляна и Скоморохово и догнала нас на реке. А к машине вернулись на такси.
Клещи: да есть везде, где трава. Укусов от нимф клещей и впившихся взрослых не удалось избежать. Поэтому стоянки лучше делать в хвойных лесах, где нет любимой клещами травы.
Хороших стоянок немного, но приемлемых или необорудованных - много. т.е. встать лагерем проблем не будет. Больших участков с совсем непригодными для стоянок берегами тут почти нет. Населёнки мало, но на Большом Киржаче и тем более на Киржаче, где проходит дорога можно ждать приезда квадроциклистов и прочего шумного и мешающего авто-люда.
Важно отметить недавно появившуюся напасть: металлический, сетчатый, высокий забор по левому берегу р. Б.Киржач. Не заметили, где он первый раз попался на глаза, возможно от устья Шорны, возможно раньше или позже и тянется он аж до ж/д моста. Поставлен не так давно, судя по виду. На берег забор вплотную к воде нигде не выходит, но несколько отмеченных стоянок этот забор отгородил. В одном месте на воротах увидели надпись: "Вольер". Ночевали один раз на стоянке, которая оказалась подпёрта этим забором со стороны леса, больших неудобств не было.
Если в оригинальном расположении https://bl1ch.livejournal.com/25586.html лоция будет недоступна, вот скопированный текст, относящийся к нашему маршруту:
Шорна - Большой Киржач - Киржач - 2015_05_09-11
На 2-майские с 9 на 11 мая сплавился по Шорне, Большому Киржачу и Киржачу - от Фомино до Островищ (СНТ Сказка).
Началось всё с того, что попался мне на Весле ну очень краткий отчёт по сплаву Шорна-Большой Киржач 30.04-02.05.1994 - 2 ходовых дня с вечерней заброской на двух Тайменях, вроде как, в пик паводка. В этом году паводок никакой, 1вомайские уже были заняты, но раз люди маршрут на Тайменях за 2 дня прошли, то я на Викинге-3.6 за 2,5 дня (0,5 дня ушло на утреннюю заброску) должен успеть как минимум столько же.
В отчёте 1994г народ с вечера забрасывался по ЖД до ст.156км с пересадкой в Александрове, потом они шли 3км по ЖД-путям до Чугунного ЖД-моста и утром оттуда начинали.
Я, конечно, люблю ЖД-мосты, но с таким расписанием - всего 1 электричка - Александров - ст.156км - 16:34 - 17:47, а ещё до Александрова доехать - в общем, целый день на заброску.
Решил забрасываться на Кольчугинском автобусе от Щёлковского автовокзала в Москве до Фомино. От ЖД-моста у ст.156км до АД-моста у Фомино чуть более 1км - небольшой срез маршрута. Вечерняя заброска до Фомино опять же неудобна - если даже отпроситься с работы на 2 часа, то всё равно приедешь в Фомино уже затемно, а сразу вставать на ночёвку там и негде особо. Так что, остаётся утренняя заброска - очень удобно, хоть на воду я встал только в 13:00.
С выброской я решил заранее не определяться, наметил 4 варианта:
1 - ст.138км - минимальный маршрут, который описан в отчёте 94г = 56,5км - от реки до станции ~2км +ЖД-пересадка.
2 - ст.Илейкино - Если останется 4-5 лишних часов, то можно ради интереса по-быстрому проскочить не самый приятный участок с населёнкой, хотя, ближе к Илейкино уже красивые берега, главное, на ночёвку не вставать +23км = 79,5км - от реки до станции ~1,5км +ЖД-пересадка.
3 - ст.173км - Если за первые 2 дня удастся пройти за г.Киржач, но не буду успевать на ст.Усад +37,5 = 117км - не самая удобная выброска с пешкой ~5км и ЖД-пересадкой.
4 - ст.Усад у ЖД-моста через Клязьму - максимальный маршрут +17км = 134км - самая удобная выброска почти без пешки ~1км и без ЖД-пересадки.
Выбрасываться из г.Киржач не хотел - идти 8,5км по населёнке, что бы потом антистапелиться в населёнке же - сомнительное удовольствие, хотя там могут проходить удобные автобусы в Москву.
В итоге, мне не хватило примерно 1ч, что бы пройти максимальный маршрут до ст.Усад и гарантированно успеть на последнюю удобную для меня электричку - пришлось выбрасываться через ст.173км с пересадкой в Орехово-Зуево, где я с запасом успевал на ту самую электричку.
Летом, с заброской на машине (или дозаброской на такси), этот маршрут можно идти даже на Тайменях от перекошенного АД-моста возле устья Шорны за Климково - 30км до Илькино возле ст.138км - всего 2-3-4 локальных обноса - и далее по Киржачу.
Или на надувнушках от: Скоморохово - 36,5км до Илькино, Тимошкино - 42км до Илькино, Алешки (Флорищи) - 49км до Илькино - для надувнушек там немного обносов.
От Фомино до ст.Усад лучше идти за 4 ходовых дня - 2 дня на Шорну и Большой Киржач и 2 дня на Киржач.
Если остаётся свободное время, то от ст.Усад можно продолжить сплав по Клязье до:
1 - Покров = 13км
2 - Старые Омутищи (ст.Омутище) = 25км
3 - Петушки = 40км
Дальше тоже можно, но хуже с электричками (можно попробовать воспользоваться проходящими автобусами, но гарантии нет):
4 - Костерево = 55-60км
5 - Собинка (Лакинск - ст.Ундол)= 115км - (как-то раз уезжал после сплава по Поле на проходящем автобусе - оказалось достаточно просто)
6 - Колокша = 130км
================
1 день - 9 май 2015.
Ходовой день 13:00-19:00=6ч, пройдено 21км, 11 обносов и перелазов.
1. Прошёл от автобусной остановки Фомино 600м до Моста через Шорну.
2. Стапелился чуть ниже моста на ПБ.
3. Для начала неплохо - на надувнушках идти можно.
4. Вода мутная - коричнево-зелёного цвета, но даже сквозь неё видно дно - летом даже на надувнушках скорее всего не пройти.
5. Речка узкая, иногда 2м в ширину. Берега приятные - ёлки, берёзки, кустарник всякий. Все завалы локальные от 5 до 25 метров.
6. Рухнувший мост - теперь завал.
7. В таких ельниках можно организовать стоянку, если забрасываться вечером.
8. Ближе к д.Алешки вот такое препятствие - арматура!
9. Рядом мост, может быть плиты выполняют функцию ледокола перед мостом? - обносится всё сразу.
10. Ещё место для ночёвки.
11. Вот и населёнка - АД-мост дороги Флорищи - Алешки.
12.
13. Запруда перед бродом дороги между Дьяконово и Алешки. Тут я разогнался и... застрял ровно на середине, опёрся руками о камни и съехал вниз.
Вообще-то, камни острые и техногенка может быть!
14. После запруды населёнка заканчивается вплоть до Тимошкино. По берегам заросли черёмухи - на 2ромайские должна уже цвести, но пока видны только набухшие бутончики(
15. Мостик перед Тимошкино. Незадолго до него к ЛБ выходит еловый лес - можно найти место для стоянки.
16. Переезд в Тимошкино - видна арматура!
17. АД-мост Ясная Поляна-Скоморохово - до и после него есть места для стоянок в лесу на ЛБ.
18. Встал на высоком ЛБ 1км ниже АД-моста.
19. Вид со стоянки на ПБ.
20. Вид на Шорну вниз от стоянки.
Как оказалось, не самая лучшая стоянка - слышен шум из Скоморохово, утром всего в 100-150м обнаружилась населёнка - несколько домиков, но не похоже, что бы там кто-либо был и, вообще, часто бывает. У меня на карте этой населёнки нет, на спутнике - еле заметна. В пределах 1,3км ниже этой стоянки заметил ещё пару нормальных мест на ЛБ для ночёвки.
2 день - 10 май 2015.
Ходовой день 07:45-20:15=12,5ч, пройдено 63км, 7 обносов и перелазов, и ещё в магаз зашёл.
21. Ну хоть что-то цветёт!
22. Рухнувший мостик в Климково - по высокой воде не особо опасен - можно пройти.
23. За мостиком завал - там рядом, на ЛБ, живёт кто-то типа куницы.
24. Сразу за завалом ещё 1 мостик - обнос.
25. Чуть ниже Климково, сразу после устья Шорны, перекошенный АД-мост - обнос по ПБ - дальше идём по Большому Киржачу.
По Большому Киржачу до устья Малого Киржача 21км. Населёнки немного: Недюрево, Трутнево-Смольнево, Старково и в устье Малого Киржача - Ивашево-Савино на ПБ. Можно найти 3-4 стоянки ниже и выше Трутнево-Смольнево. Есть ещё 1 заметная стоянка на ЛБ чуть ниже перекошенного АД-моста ниже Климково, но к ней точно есть автоподъезд, и населёнка близко - там можно стапелиться, если не занято.
26. Большой Киржач уже напоминает Киржач, хоть и не так выразителен. В основном, берега невысокие, преобладает кустарник.
27. Иногда встречаются обрывы с ельником.
28. Сосняки...
29 ...ну и так далее - всё это чередуется.
30.
31. Вид на оборудованную стоянку на ПБ перед Трутнево.
32. Подъём на эту стоянку, вероятно, есть автоподъезд.
33. Так я дошёл до ЖД-моста ветки Александров-Кольчугино.
34. И конечно же залез на него - вид выше моста.
35. Лодочка внизу.
36. Вид ниже моста.
37. Железка.
38. Чуть ниже ЖД-моста по ЛБ будет еле заметное Старково, потом АД-мост.
39. За АД-мостом устье Малого Киржача (сразу за ним Ивашево-Савино по ПБ). Слияние Большого и Малого Киржачей образуют Киржач.
40. До Илькино ещё попадаются места, не особо затронутые населёнкой.
Если в планы не входит дальнейшее прохождение Киржача, то от устья Малого Киржача стоит пройти ещё 8,5км и устроить антистапель на одном из мысов-пляжиков на ПБ между Илькино и Лисицино.
Оттуда можно пройти около 2км до ст.138км. Все электрички, которые проходят через г.Киржач, проходят так же и через эту станцию (кассы там нет, но контролёры продают билеты без штрафа/надбавки).
Идти на антистапель до г.Киржач - ещё около 8,5км - я бы не советовал - сплошная населёнка, все берега заняты автопикниками и просто "культурно отдыхающими", а до ст.Киржач от АД-моста там идти около 1,5км.
Если всё же интересно дойти до г.Киржач или нужно выехать оттуда на автобусе, то я бы разбирался на ЛБ у стен Свято-Благовещенского женского монастыря, а не у АД-моста - идти до станции на 1,2км больше, но зато, культурный цент города, и народу там немного (видимо, стесняются там откровенно жрать, а может и менты гоняют).
У меня ещё 1,5 дня впереди - иду дальше:
41. Бывшая запруда возле Лисицино - есть проход вдоль ЛБ. Можно считать границей, после которой начинается заметная населёнка.
41. Свято-Благовещенский женский монастырь - здесь на ЛБ можно устроить антистапель, если в других местах слишком много отдыхающих.
42. АД-мост и остатки плотины - обносил по ЛБ, начиная под мостом. На фотке не видно, но народу там много, для стапеля/антистапеля место неудобное. А под мостом мне попался тролль торчок, достигший сотояния гриба.
Прошёл исторический центр Киржача, микрорайоны Шелккомбинат и Красный Октябрь - свободного места на берегу нет - все бухают.
43. Вроде нормальные места начались, но вплоть до Илейкино и немного дальше все места под стоянки заняты автошашлычниками........

Вернуться на главную стр.     Назад