27.07.2010г.
м/н - пер.
Одиннадцати (2Б, 5000) |
ночлег на
седловине пер. точка ночлега LAG 15 |
26-07-2010_09.49.jpg
Рано утром начали подъем на пер.
11 сначала по левобережной морене, а потом по лед. 11.
Трещин много, но не широкие. Перепрыгивали и обходили.
|
050k--k44-day15.jpg
Карта на день пути.
27-07-2010_07.11.jpg
Ледник начал прятаться под снегом. Надели снегоступы. |
27-07-2010_07.11-13.jpg
Выходящее солнце осветило вершины, но к нам оно не добралось.
Утро было морозным и тихим, как и ночь, которая прошла спокойно, только на склонах Хан-Тенгри что-то рушилось и
грохотало, а под палатками иногда трещал лед. Моренный вал, на
котором мы ночевали - это лед, прикрытый мореной, не очень толстой. |
27-07-2010_08.10.jpg
Перед "бутылочным горлом" сделали привал. Здесь ледопад и склон
в. Одиннадцати образуют узкий проход, который "простреливается " обвалами со
склонов вершины. |
27-07-2010_08.11.jpg
Вид на юг, на путь подъема. |
27-07-2010_09.11.jpg
Стараясь не задерживаться, прошли опасное место. |
27-07-2010_09.11-2.jpg
Вид на верхнюю часть ледопада, который мы обошли. |
27-07-2010_09.11-3.jpg
Несмотря на наличие снегоступов, тропежка утомительна. Связки
меняются. |
27-07-2010_09.32.jpg
долгий подъем и почти
открылась перевальная
седловина и взлёт пер. 11.
|
27-07-2010_09.32-3.jpg
Вид вниз, на верхнюю часть ледопада ледника Одиннадцати. В
безопасном месте привалились. |
27-07-2010_09.57.jpg
Дальнейший путь в верхний цирк, под перевал, значительно проще,
хотя и утомителен. Трещины хорошо засыпаны. Следует опасаться лавин со склона
пика Баянкольский. |
27-07-2010_09.57-2.jpg
Снег начинает оттаивать и хуже держит. |
27-07-2010_10.16-4.jpg
Кажущаяся ровность подходов под перевал, при ближайшем
рассмотрении оборачивается локальными подъемами и спусками. |
27-07-2010_10.39.jpg
Вид вниз, на путь подъема. |
27-07-2010_10.39-2.jpg
До бергшрунда дошли связками и одной
веревкой перил (скорее для удобства повесили, чем для
безопасности). На склоне снег уже не держит, приходится глубоко тропить и
подтягиваться на веревке удобно. |
27-07-2010_13.25.jpg
Бергшрунд лидер преодолел налегке с двумя ледорубами, затем еще
одну веревку провесили налегке. Еще две веревки. Крепили на ледобурах, кроме
двух последних, которые на ледорубах из-за толстого слоя снега. |
27-07-2010_14.53-4.jpg
На седловину вылезли довольными и
поставили палатки и тент. Мы на фоне Хана. |
27-07-2010_15.51.jpg
Точка бивака=перевал Одиннадцати LAG15, 42.294170,
80.156030 |
27-07-2010_15.57-2.jpg
Полдня на седловине перевала посвятили обустройству лагеря на
случай сильного ветра. На фото- наш туалет. Палатки
обнесли кольцом стен из снежных кирпичей, оборудовали кухню. Тур даже не
пытались искать: всё в снегу. К вечеру подморозило, а ночью
поднялся ветер, который дул и утром. |
28.07.2010г
м/н -
спуск с пер. Одиннадцати по северному гребню и затем под. лед. Зап. Баянкольский. |
точка
ночлега LAG 16 |
28-07-2010_05.25-2.jpg
Утром погода ветреная
и морозная, со стороны Хана несет облачность, но
перевалив хр. Сарыджас, облака рассеиваются, а остатки их ныряют вниз, затопляя
долину. |
050k--k44-day16.jpg
карта на день
28-07-2010_05.25-7.jpg |
28-07-2010_06.49.jpg
С седловины
начали спуск на север, к леднику З. Баянкольскому.
|
28-07-2010_08.09.jpg Скоро пришлось вешать перила и далее:
то перила, то связки – до вечера. Применили богатый арсенал
приемов. |
28-07-2010_08.10-12.jpg
Точки делали и на бурах и на ледорубах и на камнях. Снимали и
сдергиванием и и с нижней страховкой. |
28-07-2010_08.10-4.jpg Сверху смотрим куда нам надо
попасть в итоге – слиянию реки из лед. Зап. Баянкольский и реки из-под Мраморной
стены. |
28-07-2010_09.22.jpg
Погода наладилась и солнце грело. |
28-07-2010_09.22-6.jpg
Добрались до гребня и продолжили спуск по нему. |
28-07-2010_09.23.jpg
Местами можно идти пешком, местами - вешаем перила. |
28-07-2010_10.53-10.jpg |
28-07-2010_11.36.jpg
Гребень, по которому мы спускаемся, становится узким и неудобным
для передвижения. Спуститься на ледник слева кажется возможным, но камнеопасно и
ледник рваный. |
28-07-2010_13.40.jpg
Решили спускаться направо. Не предполагали, что придется до
темноты и без обеда "корячится", но рады что в итоге целыми спустились. |
28-07-2010_14.46.jpg
Сверху казалось, что спуск будет несложен, только у самого
ледника непонятно как будет перебраться через бергшрунд. |
28-07-2010_15.20-3.jpg
Но оказалось, что спуск весьма непрост,
долог и камнеопасен местами. |
28-07-2010_17.03.jpg
В итоге мы повесили веревок 5, пересекли несколько кулуаров,
неоднократно ходили в разведку. Пока спускались в одном из кулуаров на нас
падали камни, было опасно. |
28-07-2010_17.03-3.jpg
Все скалы сильно разрушены. В одном месте нашли чью-то спусковую
петлю столетней давности. Не всегда было возможно избежать спусков по кулуарам.
Гребешки заканчивались отвесами, как и кулуары. |
28-07-2010_17.03-8.jpg
Не стоило нам так рано начинать спускаться к леднику. Надо было
пройти по гребню еще с километр-два. Хоть и неудобно, зато безопасно. Ниже спуск на
ледник выглядит проще. Но голову на отсечение не дам, что это так. |
28-07-2010_17.38-6.jpg
Без обеда и нормального отдыха мы продолжали спускаться,
траверсируя и местами спускаясь прямо вниз. Кое-как сползли по кулуару на
ледник, перед этим дюльфернув с двух ступеней гребешка и провесив верхнюю часть
кулуара. Ледник поначалу тоже был неласков: трещины и нижняя часть ледопада
потребовали провесить пару-тройку недлинных участков. |
28-07-2010_19.16.jpg
Затем ледник стал пологим и простым для ходьбы. Непогода
закрывала окрестности. Вышли на правобережную морену и заночевали в первом
подходящем месте, даже не разровняв толком площадки под палатки. LAG16,
42.316660, 80.167080, 3651м. |
29.07.2010г
м/н - спуск по прав. Бер. р. Сарыкойноу
(Сарыгайноу) (исток р. Баянкол) до точки
ночлега LAG 17, напротив
левого притока - р. Жамансай |
29-07-2010_09.18-5.jpg
Утром продолжили спуск. По моренам, прикрывающим "мертвый" лед,
спустились под язык ледника Зап. Баянкольский и пошли по берегу реки. |
050k--k44-day17.jpg
карта на день
29-07-2010_10.14.jpg
Вниз, по прав. берегу реки из лед. Зап.
Баянкольский |
29-07-2010_11.22.jpg
На фото - язык ледника,
который сползает с хр. Сарыджас между вершин
5841,0м
(пик Баянкольский) и 5761.0м. Этот ледник перегораживает
долину, а река из лед. Зап. Баянкольский пробила себе туннель. Чтобы преодолеть
ледник пришлось надевать кошки. |
29-07-2010_11.22-2.jpg
Ниже ледника продолжили спускаться по прав. бер. реки. |
29-07-2010_11.49-2.jpg
Выйдя на стрелку с рекой из-под Мраморной стены (от нее мы
отделены холмами морен и скальными выходами), мы продолжили путь по берегу. |
29-07-2010_11.49-3.jpg
Пройдя прижим (который можно обойти поверху), мы скоро вышли на
обширные, ровные места в междуречье, в углу-слиянии рек. Здесь много мест под
биваки. |
29-07-2010_12.04.jpg
Поговорив с одиноким путешественником, который вылез из палатки,
мы переправились по мосту на правый берез реки, текущей из-под Мраморной стены.
|
29-07-2010_14.30.jpg
Чуть ниже она слилась с рекой из лед. Зап. Баянкольский,
образовав реку Сарыкойноу, по
прав. бер. которой мы и шли в дальнейшем. Под начинающимся дождем
стали лагерем выше рудника Жаркулак, примерно напротив р. Жамансай. LAG17,
42.386980, 80.164380, высота
3006м. |
30.07.2010г
м/н - спуск по р. Сарыкойноу (исток р. Баянкол) до рудника Жаркулак и далее
по р. Кескентас (верхнее течение р. Баянкол, но ниже истока) до устья
р. Ашутор и далее спуск по р. Баянкол (это название река принимает после слияния с р.
Ашутор) до точки ночлега LAG 18 |
30-07-2010_09.57-11.jpg
Дождь утром стих, но грозится начаться снова. Дошли до рудника,
точнее до нескольких домиков-сарайчиков-вагончиков и кучи сломанной техники.
Пытались выяснить - можно ли отсюда позвонить, но безуспешно. Из населения были
только несколько пацанов и взрослых, которые пытались что-то чинить в технике и
вытаскивали завязший в грязи УАЗик-"буханку" |
050k--k44-day18.jpg
карта на день
30-07-2010_10.26-3.jpg
От Жаркулака и ниже река называется уже Кескентас. Дорога от поселка идет
по-прежнему по правому берегу. Но есть под Жаркулаком и мост на левый берег - к
кошу, который у устья р. Карасай, на левом берегу. А большой, автомобильный мост
(на фото) на левый берег есть примерно в 3 км. ниже Жаркулака. |
30-07-2010_10.26.jpg
Если в районе Жаркулака дорога представляет собой
труднопоезжаемую грязе-каменную колею, то постепенно она становится суше и
лучше. А у моста становится совсем хорошей. |
30-07-2010_10.41.jpg
Ниже моста дорога идет почти на уровне реки Кескентас, только
иногда взбираясь на отроги. |
30-07-2010_11.11.jpg |
30-07-2010_11.36-2.jpg
В уютном уголке долины мы увидели очередные остатки
метеорологических приборов. Во времена Советского Союза сбор метеоданных был
широко развернут даже в горах, но потом все это оказалось заброшено.
Иногда дорога идет по руслу реки, а тропа пробирается по
берегу. На лугах часты ручьи и заболоченность.
После обеда мы дошли до слияния с рекой Ашутор (Ашутор
Восточная), вверх по которой мы шли к пер. Надежды в начале похода. |
30-07-2010_14.46-3.jpg
По мосту перешли на правый берег р. Кескентас, которая
здесь, после слияния с Ашутором, принимает имя Баянкол. Через километра 3,
выменяв в коше молочных продуктов, мы разбили бивак под деревьями в устье ручья
Бодобексай (Бодобоксай). Пошел дождь. Точка ночлега LAG 18
42.532210, 80.110010, 2500м
31.07.2010г
Полуднёвка. м/н-спуск по р. Баянкол до уровня
погранзаставы Баянкол, заночевали в лесочке, на пр. бер. Р. Баянкол/ точка LAG
19 (она же точка LAG 0) |
|
200k-day19.jpg
Карта на день.
31-07-2010_19.08-5.jpg
Всю ночь и день шел дождь.
Решили не ждать прояснения и пошли вниз по долине р.
Баянкол до уровня погранзаставы Баянкол, где и заночевали в
знакомом лесочке, на пр. бер. р. Баянкол.
Тут и дождь стих. точка LAG
19 42.598890, 79.998590, 2234м. |
01-08-2010_12.02-2.jpg
Днем, просушившись, подошли к воротам погранзаставы Баянкол.
Здесь нас промариновали пару часов под разными предлогами. Сержант, посредством
которого шло общение, пытался выклянчить подарок-взятку. Кажется помогла бумага
- сопроводительное письмо, которое гласило, что мы не абы кто, а группа с
заданиями и полезными целями. |
01-08-2010_12.04-2.jpg
Пока шла тягомотина с нашим выпуском из погранзоны, мы
радовались, что в запасе у нас много времени до прибытия заказанной машины.
Также очень настойчиво у нас попросили флешку от фотоаппарата, которую
скопировали в ноутбук при нас же. Повод порадоваться, что наш фотограф имел
запасной фотик, откуда и достал карту памяти, которая не содержала
маршрутных, видовых фотографий. |
01-08-2010_15.53.jpg
После очередного переписывания наших данных молодым бойцом от
руки в амбарную книгу, мы были пропущены "на волю". Отошли с километр по дороге
и расположились под елками, невдалеке. Потом загрузились в пришедшую машину, на
которой доехали уже в темноте в Алма-Ату (Алматы), где при помощи водителя
арендовали квартиру на ночь и полдня до самолета. |