На список отчетов |
ОТЧЕТ о горном походе IV категории сложности по хребту Терскей-Алатау (Ц. Тянь-Шань), совершенном с 11 по 30 июля 2005 года. Руководитель: Сергин К. С.
Справочные сведения о путешествии
Проводящая организация: Горный турклуб МГУ
E-mail: tourclub-pr@www.geolink-group.com
http://www.geolink-group.com/tourclub/
Маршрутная книжка N 11/3-401
Руководитель группы: Сергин Константин Сергеевич
Адрес руководителя: Московская обл, г. Климовск, ул. Революции, 6-100.
т. 8-496-7-62-35-41 д. Из Москвы: 8-27-62-35-41 д.Нитка маршрута: г. Каракол - р. Каракол - лед. Онтор (рад.) - р.Кельтор -пер. Обходной(1А)(п/п, рад)- пер.Панорамный (1А) - в. 30 лет ВЛКСМ (1А)(рад) - оз. Алакель - пер. Такыртор (1Б)- р. Чон-Узень - пер. Туристов Татарии (Кокбор)+пер. Каракольский Вост. (2Б)- траверс Главного хребта от пер. Каракольский Вост. до в 4408,5м (2А) - лед. В. Караколтор - пер. Эпюра (2А)- лед. Кельтор Зап. (Джигит) - пер. Онтор (1Б)- лед. Онтор - пер. Джеты-Огуз (2Б) - лед Айланыш - р. Айланыш - р. Чатыртор - разведка цирка лед. Чатыртор - траверс гребня через в.4189,5м до 4144,1м (2Б)(п/п) - пер Эхо (1А*)(п/п) - в. Дружбы Народов (2Аальп)(рад) - р. Шаркратма (Шатылы?) - р. Чон-Кызылсу - источники Джилысу - пос. Покровка
Протяженность маршрута:174 км
Количество пройденных категорийных локальных препятствий: 12
из них: 2Б - 3; 2А - 3; 1Б - 2; 1А - 4
Максимальная высота: 4468,4 м (в. 4468,4 м в Главном хребте)
Максимальная высота ночёвки: 4360 м (при траверсе Главного хребта)
Маршрут утверждён: МКК МГУ 29 июня 2005 года (в составе: Зеленцов Д. Ю., Зеленцова Е. В., Чхетиани О. Г., Кириллов В. И.).
Продолжительность маршрута: 20 дней
Количество участников: 11 человек.
Состав группы:
ФИО Год рожд. Тур. опыт Обязанность в походе Константин Сергин 1968 3ГР, 4ЛР, 5ГУ руководитель Александр Догадин 1972 3 ГУ Кавказ, 1ЛУ снаряженец Евгений Бакин 1981 4ЛУ, 1ГР медик Серафима Борисова 1983 2ГУ Тянь-Шань, 3ЛУ, 2 р-д альп., в. 3А эколог Александр Горчаков 1983 4ЛУ, 3ГУ фотограф Мария Чистякова 1981 4ЛУ, 3ГУ хронометрист, метеоролог Никита Ветров 1982 3ЛУ, 3ГУ коммуникатор Светлана Королева 1979 4ЛУ, 3ГУ финансист Савелий Васькин 1986 2ГУ Кавказ, альпинист, в. 2А и2Б завхоз (завпит) Василий Вакулюк 1972 3ГР Алтай, Тянь-Шань реммастер Елена Карташова 1979 3ПУ Алтай, 3ГУ Кавказ фотограф
Список принятых в тексте сокращений
г. - гора; в. - вершина; пер. - перевал; р. - река, ручей; чхв - чистое ходовое время; ГЗЛ - граница зоны леса; пхд - по ходу движения; оз. - озеро; м/н - место ночевки; град. - градусов; п/п - первопроход.
Общая идея и подготовка к путешествию
Основной идеей похода было прохождение интересного спортивно-ознакомительного маршрута на Терскей-Алатау. За исключением одного человека, никто из нашей группы еще не был в этом районе. С одной стороны, у большей части группы это была первая горная "четверка", а руководитель потом собирался в "пятерку" участником, поэтому поход задумывался как не слишком сложный, утомительный; с другой стороны, постарались заложить в нитку маршрута наиболее интересные, характерные с нашей точки зрения перевалы района. Т. к. группа подобралась сильная и опытная, в маршрут было включено несколько разведывательных задач в "белых пятнах" Терскея. На весь район похода, в дополнение к схеме-расхребтовке, были подобраны карты масштаба 1:50000 и 1:100000 в цветном исполнении. Использование хороших карт упростило ориентирование на местности. Поскольку пройдено и описано несколько простых перевалов, этот отчет будет полезен при подготовке походов начальных к.с.
Выбор района похода
Терскей-Алатау - был обусловлен многими факторами:
1. Район является одним из самых спокойных в Азии, что подтверждается многими отзывами.
2. Относительно дешевые подъезды из Москвы и на местах, что важно для студентов.
3. Наличие перевалов всех к.т. в районе позволило спланировать интересную для нас "четверку", а другим группам горного клуба МГУ - походы от 1 до 4 к.с.
4. А/л Каракол, несмотря летне-осенний период функционирования и отсутствие капитальных строений, является хорошей базой, где можно договориться о транспорте, оставить заброску, докупить продукты, помыться в душе/бане, получить/вызвать помощь.
5. При планировании нашего конкретного маршрута ставилось несколько задач:
а) исследовать седловину, что южнее ледничка в каре под в. 4004,4м, и на 800 м западнее пер.Черные Камни (1Б, 3700). Это к югу от оз. Алакель, восточнее пер. Панорамный.
б) пройти траверс Главного хребта (хр. Терскей Ала-Тау) от пер. Каракольский Вост. (Новокаракольский) через пер. Каракольская Перемычка (2Б, 4300) через в. 4468м - до пер. Каракол (Каракольский Западный) (2А, 4200).
в) исследовать и дать описание верховьям долины Чатыртор. Судя по карте, там должно быть несколько перевалов с ледника. Также нас интересовали вершины этого цирка.
По всем трем упомянутым местам в московском клубе и интернете не удалось найти информации.
Если окажется, что Вам известно о прохождении этих участков, известны правильные названия вершин и перевалов и рек и т.д., сообщите пожалуйста мне: Сергин Константин Сергеевич Адрес: Московская обл, г. Климовск, ул. Революции, 6-100. т. 8-496-7-62-35-41 д. Из Москвы: 8-27-62-35-41 д. e-mail: ks.sergin@gmail.comХарактеристика района путешествия.
Поскольку о хребте Терскей Алатау написано много, подробно и хорошо, найти несложно, особенно в интернете, мы ограничились краткими выдержками.
Хребет Терскей Алатау (Ала-Тоо) находится в Центральном Тянь-Шане, на территории современной Киргизии. Хребет ограничивает озеро Иссык-Куль с юга и простирается от пика Семенова (хр. Сары-Джаз) до реки Чу почти на 400км. Хребет Терскей Ала-Тоо очень красивый и технически сложный горный район, здесь можно проводить походы любой категории сложности - от I до VI.
Простые подъезды при приемлемых денежных затратах, довольно короткие подходы и небольшие расстояния между отрогами хребта позволяют в сжатые сроки совершать походы, весьма насыщенные разнообразными, технически сложными элементами. Наиболее интересны и логичны здесь походы III - VI к.с. Характерной особенностью Терскея является то, что его главный хребет могущественно доминирует над всеми боковыми отрогами, возвышаясь над ними в среднем на полкилометра. Все пятитысячники Терскея: Каракол (5218м), Огуз-Баши (5028), Джигит (5062), и др. находятся в главном хребте, а именно в его центральной части), поэтому перевалы через него наиболее сложны. Хребет асимметричен: имеет короткий, крутой северный склон и относительно длинный, пологий южный. Расчлененный глубоко взрезанными ущельями, северный склон гигантскими ступенями спускается к Иссык-Кулю. Основная масса осадков выпадает в наиболее высокой центральной части Терскей-Алатау, на его северные склоны.
К дополнительным преимуществам Терскея относятся наличие на подходах (с севера) леса (тянь-шаньская ель растет до высоты 3000м), а также горячие радоновые источники во всех северных ущельях, за исключением реки Каракол.
Оледенение значительно из-за большой влажности климата. Почти по всем ущельям проложены автомобильные дороги. В верховьях практически всех долин есть тропы.
Самое хорошее время для походов и восхождений - июль, август, начало сентября. Июль, август- с утра обычно хорошая погода, к вечеру идет дождь, к ночи опять хорошая погода. Сентябрь- погода практически ясная, но немного холоднее.
Нам весьма не повезло с погодой: было всего 2 дня полностью погожих. Мы были уверены, что это все из-за "гнилого" климата Терскея, но потом выяснилось, что такая гадость была все лето по всему Тянь-Шаню и Памиру.
Также рекомендуем почитать:Транспорт, финансы, политика, сотовая связь в районе. Необходимость загранпаспорта и регистрации.
Транспортная характеристика района.
Подъезды в данный район никогда не представляли сложности, в чем одна из причин популярности его для спортивных походов. Заезды обычно производят либо через Алматы, либо через Бишкек.
Для заезда/выезда в/из район (Бишкек-Каракол-а/л Каракол) мы воспользовались услугами турфирмы "Альп-Тур-Иссык-Куль", так как ее база располагалась в Караколе. С ними имели дело и раньше, впечатления хорошие и их услугами вполне можно пользоваться.
Стоимость транспортных услуг в Киргизии у разных фирм примерно одинаковая и рассчитывается исходя из километража "туда+обратно" и типа заказываемой машины. Выезжали от источников Джилысу через Каракол (с заездом на Иссык-Куль и размещением там на территории дачи Ханина).
"Альп-Тур-Иссык-Куль"
Кыргызская Республика, Иссык-Кульская обл., г.Каракол, Кирпичный завод д.61-1.
Тел. 3922 2-05-48,тел-факс 3922 5-01-63. khanin@infotel.kg Турфирма "Альп-Тур-Иссык-Куль", директор - Горбачева Лариса Викторовна, Ханин Игорь Викторович.
Транспорт: автобус Бишкек - Каракол (госуд.) 3-4 US$ с человека; микроавтобус 4-5 US$ с человека; такси 6-7 US$ с человека.
Обратите внимание, какое время указано в обратных билетах! Киргизское время отличается от Московского на 2 часа. Например: 6 ч в Москве соответствует 8 ч в Киргизии.
Политическая и финансовая ситуация
В 2005 году внутренняя обстановка в Киргизии была вполне благоприятная, все довольно лояльно относились к приезжим туристам. Весной мы опасались, что смена власти негативно отразится на безопасности, но к счастью все обошлось. Проблемы с местным населением на Терскее отсутствовали. Традиционные для Азии проблемы с органами правопорядка были в пределах нормы. Государственный язык в Киргизии - Русский с 2000 г. Хотя хотят это изменить и сделать таковым Киргизский. Единственной валютой в обращении является киргизский сом. На момент поездки долл был равен, примерно 40-42 сомам или ~28 рублям; евро: продажа - 47.7, покупка 49.7 сом; 1 рубль ~ 1.35 сома. Выгоднее везти с собой доллары, но только новыми купюрами достоинством 20$ и более (многие обменные пункты вообще принимают только стодолларовые купюры). Обмен долларов на сомы лучше производить в Бишкеке (в обменных пунктах или через турфирмы. Турфирмы принимают любые нормальные купюры и валюту). В Караколе обменные пункты есть, но вот уже в мелких городках типа Покровки обменять доллары не получится. Цены на продукты в Киргизии очень скромные. Например:
буханка хлеба - 10 центов,
1кг сахара - 55-60 центов,
1 кг мяса- 1дол.30 центов,
1л бензина- 35-40 центов
Регистрация и необходимость загранпаспорта
Временную регистрацию в Киргизии мы оформили через ту же фирму "Альп-Тур-Иссык-Куль" (E-Mail: khanin@infotel.kg). Бумажка на одного человека стоит 5$ (в принципе ее можно получить дешевле или даже почти бесплатно и в о/м по прибытии в Бишкек) и является обязательной для минимизации проблем с милицией. Погранпропуска нам не были нужны, хотя могут оформить и их без проблем по 10$ с человека. Основным отличием 2005 г стало введение загранпаспортов для въезда в Киргизию. Взятки за отсутствие паспорта, или если он не в порядке, весьма велики. Будет ли отменено это требование, покажет будущее, но участникам и руководителям Горного клуба МГУ оно порядком попортило нервы. Хотя еще в феврале начали "пинать" народ, не имеющий загранпаспортов, все равно кто-то оказался в июле без оного. Учтите это в своих планах и озаботьтесь как можно раньше, если соберетесь сами пойти в этот район. В любом походе, в любой район, стоит заготовить еще дома несколько списков группы с полными данными. Желательно поставить печать на списки. При общении с должностными лицами это экономит время, не надо переписывать все от руки.
Сотовая связь
Все побережье Иссык-Куля в зоне покрытия ретрасляторов Киргизской компании Bitel. Но стоит отъехать в горы, когда прямую видимость закрывают отроги, как связь пропадает. Каракольскую станцию хорошо ловит телефон на вершинах, с которых виден г. Каракол. Т.е. даже на главном хребте с некоторых вершин связь возможна. Не забудьте только перед отъездом подключить услугу "международный роуминг".Обеспечение безопасности на маршруте, аварийные выходы с маршрута и запасные варианты
Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников и руководителя.
1. Благодаря относительно коротким долинам северных отрогов ГХ, аварийный выход к цивилизации был возможен за 1-2 дня по долинам рек (выход из самой труднодоступной долины реки Караколтор (приток Куйлю), что за Главным хребтом - за 2-4 дня). Пути аварийного выхода были записаны в маршрутной книжке и показаны на карте всем участникам.
2. Обращалось внимание на выбор максимально безопасных мест для привалов и ночлегов.
3. При прохождении перевалов по возможности использовалось раннее время суток.
4. В темное время суток движение не производилось. При плохой видимости - было несколько раз - только плотной группой, с соблюдением постоянного контроля.
5. График движения планировался с учётом взаимодействия с отделениями горной школы МГУ, забросок, днёвок и запасных дней на случай непогоды.
6. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, при необходимости назначался замыкающий, при движении сохранялся визуальный и голосовой контакт (кроме подходов по тропам, дорогам, где растягивались сильнее, но у замыкающего была рация).
7. Где возможно, избегали близости с камнеопасными склонами.
8. Переправы через бурные реки производились по мостам и один раз по разливу (р. Джеты-Огуз.)
9. Опытные участники осуществляли наблюдение и помощь товарищам при прохождении сложных участков, работе с верёвками, организации страховки и самостраховки.
10. Количество и подготовка участников позволяли при необходимости самостоятельно проводить спасработы или послать нескольких человек за помощью.
11. ПСС, в нашем понимании, в Караколе нет. Поскольку заезд в район мы осуществляли с помощью Ханина И. В. (турфирма "Альп-Тур-Иссык-Куль"), то он записал маршруты всех групп и контрольные сроки. Был посредником в оформлении страховок пожелавшим того группам и снабжал арендованными спутниковыми телефонами. Т.е. осуществлял в какой-то мере функции КСС.
12. При этом Ханин имеет реальный и успешный опыт организации спасработ (в т.ч. с привлечением вертолета в 2004г) в районе, взаимодействия со страховой компанией "Югория".
Аварийные выходы
Аварийные выходы у нас были заложены вниз по долинам рек Чон-Узень, Каракол, Джеты-Огуз, Чон-Кызылсу. С юга - выход через пер. Каракольский Зап. (2А) на северную сторону, либо вниз по долине реки Караколтор (приток Куйлю).
Запасные варианты:
Даты Дни пути Участки маршрута Если наверху слишком мерзкая погода 24,07 14 подход под пер. Арчалытор Ю. 25,07 15 м/н - пер Арчалытор Ю. (2Б, 4200)- спуск по лед Арчалы-тор до реки Если в предыдущей части похода не набралось две 2Б 26,07 16 м/н - Подход под пер. Айлама 27,07 17 м/н -пер. Айлама (2Б, 4200)- лед. Айлама-р. Айлама Если 26.07 не успеваем по графику (опаздываем на день), то идем следующий вариант: 27,07 17 м/н - подход к слиянию с р. Асантукум и выше по возможности 28,07 18 м/н - пер Арчатор (1А, 3700) - выход на Ю-В гребень и подъем на вершину 4189 м. Осмотр с вершины гребней и перевалов между вершинами 4144 и 3961, путей подъема с ледника Чатыртор - спуск в зап. цирк пер. Арчатор 29,07 19 М/н - спуск в долину Чон-Кызылсу - р. Чон-Кызылсу - теплые источники Джилысу, встреча со школой ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ (заявленный и выполненный, причины измененния)
Перейти к техническому отчету Перейти к выводам, рекомендациям и приложениям Вернуться в оглавление