Подборки часто задаваемых вопросов - FAQ о праве на фотосъемку (версия 0.5 от 10 января 2010 г.)
Право "право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в седьмой статье которого дано определение "общедоступной информации":
"1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации"
В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.
Это – базовые нормативные акты о сборе информации, далее мы будем рассматривать конкретные ситуации. (При этом мы не будем останавливаться на законодательстве о средствах массовой информации: оно гораздо лучше защищает права фотографа).
"2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом."
Ссылающийся совершает фундаментальную ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к "пользованию" или "распоряжению" этим имуществом. Продолжая подобный ход мыслей, можно объявить "пользованием" вообще любой сбор информации, включая пристальное рассматривание.
Раньше "информация" была включена, отдельно от "вещей", в список "объектов гражданских прав" из статьи 128 ГК, однако, со вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса она была оттуда исключена. Таким образом, сейчас гражданское законодательство вообще не регулирует распространение информации, за исключением тех ее видов, которые отнесены к "интеллектуальной собственности".
В Гражданском кодексе есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе – это ст. 152.1, "Охрана изображения гражданина". Охраны "изображения собственности гражданина" закон не предусматривает.
К тому же, как мы помним, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие "доступа" включает в себя не только "получение информации", но и "возможность ее использования", таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе. Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник нарушает, в том числе, и статью 209 ГК, поскольку его действия нарушают "права и охраняемые законом интересы других лиц".
Если же речь идет об организациях, оказывающих услуги, то на них распространяется закон "О защите прав потребителей". Его восьмой статьей закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрататывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается.
Кроме этого, статьей 16 данного закона закрепляется недействительность подобных условий договора:
"1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными."
Правовые акты в этой области, в соответствии со ст. 1 ЗоЗПП, принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно. А поскольку "потребителем" считается гржданин, не только приобретающий что-то, но и "имеющий намерение" это сделать, то ЗоЗПП действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением.
Наиболее популярным документом в этой области являются "Правила продажи отдельных видов товаров", в которых подобных запретов не содержится. Не исключено, что они есть в других нормативных актах Правительства, регулирующих какие-то другие услуги, но автору данного сборника ничего о них не известно.
Пункт, позволяющий хоть как-то обосновать запрет на съемку, содержится только в"Правилах оказания услуг общественного питания":
"5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие)."
Однако, ограничение на сбор информации противоречит Конституции и закону "Об информации..."
Любые запреты на фото- и видеосъемку могут вводиться только тогда, когда она перерастает в "нарушение общественного порядка" и начинает мешать другим посетителям.
Кроме этого, для ввода "режима коммерческой тайны" необходимо выполнить некоторые формальности, прежде всего – принять меры по охране конфиденциальности информации, описанные в ст. 10 закона:
"1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи."
...то есть, уже при отсутствии на носителе информации надписи "коммерческая тайна" можно говорить о несоблюдении соответствующего режима. Короче говоря, запрет на съемку со ссылкой на закон о КТ не выдерживает элементарной критики.
Но эти запреты действуют только в тех случаях, если съемка производится не "для себя". Если же фотографирование или видеосъемка осуществляются "в личных целях", действует уже статья 1273 ГК, разрешающая снимать что угодно. Единственное ограничение, имеющее отношение к съемкам – запрещено делать так называемые "экранные копии" фильмов (п. 1, пп. 5).
"Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования."
Если же вы принесли в библиотеку свой фотоаппарат, то закон (уже упомянутая статья 1273 ГК) разрешает снимать все, что угодно. Нарушить авторские права можно, только отсняв ноты или книгу целиком, а затем их распечатав: эта статья запрещает репродуцирование "книг (полностью) и нотных текстов".
Многочисленные запреты на пользование своей собственной техникой для снятия копий имеют под собой одно-единственное рациональное обоснование: таким образом библиотека вынуждает читателей пользоваться платным ксероксом. Такие действия называются "навязанной услугой" и противоречат статье 16 ЗоЗПП:
"2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме."
Однако, из этого правила есть исключения: использовать чье-либо изображение можно, если оно используется "в государственных, общественных или иных публичных интересах", либо получено при съемке в общественном месте, и изображенное лицо не является его "основным объектом". То есть, если кто-то случайно попал в угол кадра, он не имеет право запретить использовать этот снимок. Хотя, понятие "основного объекта" в законе не определено, и оставлено на усмотрение (возможного) суда (как и "государственные" и прочие "интересы").
По крайней мере, такого мнения придерживался суд в одном из первых в России дел о нарушении неприкосновенности частной жизни, иску участницы конкурса красоты к газете "Центр Азии", опубликовавшей ее фотографию во время курения:
"В соответствии со ст. 151 ГК РФ взыскание компенсации за причиненный моральный вред может производиться при наличии вины нарушителя, степень которой принимается во внимание при определении размеров компенсации. В данном же случае вины редакции газеты “Центр Азии”нет, так как редакция не предполагала и не должна была предполагать, что курение Куулар А.О. в общественном месте может являться ее личной тайной."
Запрет на съемки железнодорожных объектов есть в "Положении о проведении теле-, видео-, кино-, и фотосъёмок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД"", утвержденном Распоряжением ОАО РЖД №1693p от 12 марта 2004 г. Однако, РЖД может устанавливать какие-то правила только для своих работников, поэтому нет никаких оснований заставлять выполнять этот документ посторонних лиц.
Вдобавок, это положение "не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров" (п. 3 Положения). Регулирует оно только создание новостных сюжетов для СМИ и фильмов, съемки, результат которых будет использован "в коммерческих целях", и т.п. Обычную любительскую фотосъемку оно не запрещает.
Вдобавок, обычная съемка не является "дистанционным зондированием земли", под данным понятием традиционно понимается аэро- и спутниковая фотосъемка земной поверхности с помощью специальной аппаратуры. Сейчас эта деятельность регулируется пунктом 10.3 "Наставления по производству полётов в гражданской авиации НПП ГА-85". То, что описано в нем, не имеет ничего общего с любительской фотосъемкой из окна самолета.
В существующих Федеральных авиационных правилах "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" запрета на фотосъемку не содержится, более того – ими прямо разрешено провозить при себе фотоаппараты и видеокамеры (п. 135 Правил).
Существуют ограничения на пользование электронными приборами при взлете и посадке, связанные с безопасностью. Дополнительные запреты на съемку, установленные авиакомпанией для пассажиров, нарушают статью 16 ЗоЗПП, о которой уже говорилось выше.
Засекречивание каких-либо сведений регулирует закон "О государственной тайне". В нем (ст. 5) определен перечень сведений, которые составляют государственную тайну. Также подобный перечень содержится в указе Президента, с перечислением органов власти, которые уполномочены засекречивать конкретные сведения.
Важно помнить, что перечни эти носят ориентирующий характер, поскольку представляют собой "совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством". Проще говоря, не любая информация указанных категорий относится к ГТ, необходимо еще произвести "отнесение" такой информации к гостайне, и ее засекречивание.
Этот процесс регулируется третьим разделом закона о ГТ, он включает в себя экспертную оценку обоснованности такого отнесения и присвоение сведениям соответствующего грифа секретности. На носители секретных сведений наносятся реквизиты, описанные в ст. 12 закона о ГТ, Если вы не видите таких реквизитов, то никакой "государственной тайны" нет. Секретные сведения вы без допуска не увидите, и конечно же, никто не сможет "засекретить" какой-нибудь мост, рядом с которым и по которому ежедневно проходят тысячи человек.
Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом, и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако, сама по себе фотосъемка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.
Ограничения на доступ к музейным предметам могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съемку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.
Что же касается продажи музеями "права на съемку", то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение.
Правительством Москвы было принято постановление от 20 сентября 1994 г. №791 "О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве". В него тремя постановлениями вносились изменения, однако, в открытых источниках опубликовано только последнее из них, содержащее список московских улиц, по которым проходят маршруты проезда объектов государственной охраны в г. Москве. Было ли опубликовано само постановление №791, неясно, как неясно и то, содержится ли в нем запрет на фотосъемку.
Порядок съемок на территории Кремля определен в приказе ФСО №336 от 18 октября 2001 г. Изменениями, внесенными в него приказом №14 от 21 января 2001 г., определены размеры фотоаппаратов, на фотосъемку которыми требуется разрешение (длина более 25 см., либо высота корпуса более 14 см., или со сменными объективами диаметром более 70 мм.) На съемку внутри охраняемых зданий либо связанную с созданием материалов для СМИ или выпуска сувенирной продукции, разрешение требуется в любом случае.
Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7) и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241, ч. 5) съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи;
Гражданским процессуальным кодексом (ст. 10, ч. 7) – с разрешения суда;
Кодексом об административных правонарушениях (статья 24.3, ч. 3) – с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении;
Уголовно-исполнительным кодексом (ст. 24, ч. 4) съемка осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, осуществляется с письменного согласия самих осужденных. Съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (ст. 24, ч. 5). (Под такими "объектами" можно понимать даже стены исправительного учреждения, так что у его администрации есть формальное основание запретить съемку этого учреждения снаружи).
Остальные нормативные акты, содержащие запрет на съемку, регламентируют, как правило, пропускной режим на территориях государственных учреждений.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 37) запрещено проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе него съемочную технику.
Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1102 "О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах" Российской Федерации" (п. 70) запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей.
Приказом Федеральной таможенной службы от 20 октября 2006 г. N 1032 "Об утверждении Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах таможенных органов Российской Федерации" (п. 56) запрещена съемка на территории объектов ФТС.
Приказом Госстроя РФ от 3 ноября 1999 г. N 105 "Об обеспечении пропускного и внутриобъектового режима и охраны здания Госстроя России" (п. 2.9) внос в здание Госстроя России съемочной аппаратуры для личного пользования запрещается, внос аппаратуры для других целей осуществляется по разрешению.
Приказом Минтопэнерго РФ от 29 октября 1997 г. N 333 "Об утверждении и вводе в действие Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в административных зданиях Министерства топлива и энергетики Российской Федерации" (п.3.3) запрещается вносить съемочную технику на территорию и в помещения Министерства, и производить там съемки.
Приказом ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 "Об утверждении Правил пограничного режима" (п. 1.9.8, пп. "б") лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 сентября 2006 г. N ВС-297фс "Об утверждении Порядка организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" (п. 3.13) запрещается без специального разрешения руководства Ространснадзора вносить в его административные здания съемочную и звукозаписывающую аппаратуру.