Вернуться на главную стр. Назад
Ответ прокуратуры на противоправные действия
Главному врачу муниципального
учреждения здравоохранения
«Узловская районная больница»
Русакову Н.И.
06.02.07
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушения законодательства в отношении несовершеннолетних при осуществлении иммунопрофилактики
Узловской межрайпрокуратурой, проведена проверка по исполнению требований законодательства направленного на охрану здоровья граждан, в том числе и несовершеннолетних, со стороны медработников «Узловской районной больницы» и образовательных учреждений города.
Проверкой установлено, что несмотря на полное урегулирование данной деятельности «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93r., с последующими изменениями и дополнениями, Законом РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.98г., с последующими изменениями и дополнениями, и другими нормативными актами, медработниками общеобразовательных учреждений, детских поликлиник города и родильного отделения больницы, грубо нарушаются требования законодательства при осуществлении иммунопрофилактики несовершеннолетних.
Так, в соответствии со ст. 11 п.2 Закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. 32 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», необходимым предварительным условием проведения прививки является информированное добровольное согласие родителей несовершеннолетних на ее проведение. При этом, данное согласие является информированным лишь после ознакомления законных представителей потребителя медицинской услуги со сведениями о компонентах входящих в состав лекарственного средства, о противопоказаниях к его применению, о возможных реакциях на введение вакцины, правом на отказ от профилактической прививки и с возможными последствиями отказа от нее. Вышеуказанные требования закреплены ст. 5 п.1 Закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. 33 .«Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», ст.ст. 8, 10 ч.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». При этом, предшествовать данному согласию, в соответствии со ст. 5 п. 1 Закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», пунктом 4 п.п 4.4. Методических указаний «Порядок проведения профилактических прививок», который утвержден 04.03.04 г. Главным государственным санитарным врачом РФ во исполнение ст. 11 п.4 вышеуказанного Закона, должен осмотр ребенка врачом и опрос его родителей.
Как следует из содержания вышеуказанных нормативных актов, данные требования законодательства при оказании медицинской услуги- осуществления профилактической прививки, должны исполнять лица эту услугу оказывающие, т.е. медицинские работники учреждения здравоохранения, которые принимающие решение о проведении прививки и несут ответственность за ее качество и безопасность. Однако согласно п.4 должностной инструкции врача-педиатра, утвержденной Вами, врач лишь планирует проведение прививок и оформляет отводы от них, а в должностной инструкции врача неонатолога, среди его обязанностей вообще ничего не указано о проведении им прививок.
Кроме того, анализ должностных инструкций медработников больницы работающих в ОУ показал, что получение согласия от родителей на проведение прививки и сопровождение детей в поликлинику, не входит в должностные обязанности данной категории работников.
Однако проверка показала, что профилактические прививки уже на протяжении длительного времени проводятся детям, которых организованно приводит в поликлиники медперсонал больницы работающий в образовательных учреждениях. При этом, именно медики в ОУ берут от одного из родителей ребенка согласие на проведение прививки, но вышеуказанную информацию предварительно им не предоставляют, а зачастую даже и не встречаются с ними.
Подобная практика проведения прививок, когда дети в сопровождении медработника приводятся в поликлинику на прививку, делает невозможным опрос врачом родителей о состоянии здоровья их детей. Вместе с тем, проверкой установлены факты, когда даже и сами дети врачом не опрашивались, требование об обязательной термометрии либо не соблюдалось вообще, либо она проводилась накануне дня прививки медработниками ОУ, а не непосредственно перед самой прививкой.
Вместе с тем проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 32 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» м ст. 11 п.2 Закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», детские врачи-педиатры поликлиники п. Дубовка, поликлиник № 2 и 3 г. Узловая, осуществляли детям профилактические прививки вообще без наличия письменного согласия их родителей. При этом участковый врач, принимающий решение о направлении детей на прививку, не обращал никакого внимания на отсутствие письменного согласия родителей. В вышеуказанные поликлиники без получения согласия дети приводились на прививки из Дубовской специальной школы-интерната, из МДОУ 18 и 21.
В ходе проверки были установлены факты, когда в дошкольных и в общеобразовательных учреждениях, например, школах № 1, 17, 22, 59, 61, 81, муниципальной Гимназии и других, выездные бригады врачей больницы осуществляют проведение прививок учащимся. Данная деятельность является незаконной не только в связи с тем, что осуществляется также без предварительного опроса родителей и без получения их информированного согласия, но и в связи с нарушением ст.ст. 4 п.2, 11 п.1 Закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Данными нормами Закона закреплено, что профилактические прививки проводятся только в организациях здравоохранения, к каковым образовательные учреждения не относятся.
Проведенная проверка в родильном отделении больницы показала, что профилактические прививки детям находящимся в отделении проводится с грубым нарушением как их прав, так и прав их родителей. Об этом свидетельствует то, что новорожденным детям делаются прививки от гепатита В и «БЦЖ» без получения информированного согласия родителей, в том числе право на отказ от прививки, матерям новорожденных не доводится. Вышеуказанное бездействие, влечет за собой нарушение прав граждан закрепленных ст. 32 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», ст. 11 п.2 Закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний». Вместе с тем, обращаю Ваше внимание на тот факт, что используемая в отделении форма получения письменного согласия на прививку носит лишь уведомительный характер, но и она используется лишь на протяжении последних двух лет, а ранее письменного согласия вообще не предоставлялось.
Подобная практика проведения иммунопрофилактики в отделении является недопустимой и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.
Все вышеуказанное, является не только прямым нарушением ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.89 года, но и ст. 12 ч.2 Закона Тульской области «О защите прав ребенка», и ст. 51 п.1 Закона РФ «Об образовании». Данными нормативными актами закреплена не только обязанность всех лиц действовать всегда в интересах детей, но и обязанность создать условия гарантирующие охрану и сохранение здоровья детей во всех учреждениях, в том числе образовательных и медицинских.
Установленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства в отношении детей, стали возможны в результате отсутствия надлежащего контроля с Вашей стороны за действиями подчиненных работников, что является недопустимым.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
Рассмотреть настоящее представление и принять действенные меры к устранению и недопущению подобных нарушений впредь, для чего:
1. В целях предоставления родителям несовершеннолетних полной объективной и достоверной информации об оказываемой медицинской услуге, разработать соответствующий информационный бланк по каждому из видов иммунобиологических препаратов, в содержание которого в обязательном порядке включить:
а) состав компонентов лекарственного средства с обязательной их расшифровкой понятной для каждого потребителя, например, мертиолят (тиомерсал) — ртутьорганическая соль и т.д.;
б) о противопоказаниях к применению и о возможных реакциях на введение вакцины (согласно инструкции каждого конкретного лекарственного средства);
в) разъяснение права на отказ от профилактической прививки со ссылкой на действующее законодательство;
г) о возможных последствиях отказа от прививки. Именно на данном бланке должна содержаться запись от имени родителей ребенка об ознакомлении с указанной в нем информацией и о своем согласии или не согласии на проведение прививки;
2. Вышеуказанную информацию предоставлять пациентам родильного отделения именно при поступлении в него;
3. Исключить из практики факты проведения профилактических прививок на базе образовательных учреждений;
4. Не допускать фактов нарушения утвержденного порядка проведения профилактических прививок, в том числе, непосредственно перед прививкой проводить опрос родителей врачом о состоянии здоровья каждого из детей;
5. Разработать и утвердить должностные инструкции врача-педиатра и врача-неонатолога, в содержание которых включить должностные обязанности: ознакомление законных представителей детей с компонентами входящими в состав вакцины, противопоказаниями к ее применению, возможными реакциями на ее введение, ознакомлением с правом на отказ от прививки и возможными последствиями отказа от нее;
6. Довести настоящее представление до сведения всех медицинских работников осуществляющих деятельность по иммунопрофилактике среди несовершеннолетних.
Представление подлежит рассмотрению в месячный срок со дня его внесения, в течение которого должны быть приняты меры по устранению указанных нарушений.
О результатах принятых мер, сообщить прокурору в письменной форме с предоставлением копий вышеуказанных информационных бланков по каждой из вида применяемых вакцин, а также копии утвержденных должностных инструкций в новой редакции.
И. о. прокурора советник юстиции В.М.Стрекалов
http://www.r-komitet.ru/demogr/vacc
Я взял это отсюда: http://community.livejournal.com/bez_privivok/319704.html
Вернуться на главную стр. Назад