ОТЧЕТ о горном, туристском походе 4 к. с., совершенном командой Горного клуба МГУ в июле-августе 2010г., в восточной части центрального Тянь-Шаня (Баянкол, лед. Семёнова, Мушкетова, Ю. и С. Иныльчек, оз. Мерцбахера; хребты Терскей-Алатау, Адыртор, Сарыджас). Рук.: Сергин К.С.

Отчёт, выложен по адресу: http://kostya-sergin.narod.ru/pohod/pohod2010/mount2010/index.htm

Фотографии Балакина Константина


Вернуться к оглавлению;    Вернуться к предыдущей  части;     Перейти  к справочным сведениям о походе;     Перейти  к приложениям и выводам.   

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ -  Часть 4

Лед. Сев. Иныльчек - лед. Одиннадцати - пер. Одиннадцати (2Б, 5000м) - лед. Зап. Баянкольский - р. Сарыкойноу (Сарыгайноу) (исток р. Баянкол) - рудник Жаркулак - р. Баянкол - погранзастава Баянкол - Алма-Ата

050k--k44-065-1.jpg ;

050k--k44-053-3.jpg;

200k--k44-15.jpg ;

Карты на описываемый участок маршрута с точками и реальной ниткой нашего пути (красная линия)

Имя файла-любой фотографии содержит полную дату и время съемки.

Места ночлегов, которые планировались дома, на карте в электронном виде обозначены как BIVAK. На печатных картах – карандашным треугольником.

Места реальных ночлегов отмечены GPS точкой LAG и порядковым номером ночлега.

 Здесь:    http://www.gpsies.com/map.do?fileId=eeucbkbgzmmqmita

 можно посмотреть на пройденный   участок маршрута с отмеченными местами ночевок и перевалами на картах и спутниковых снимках Google.

 на склейке карт 200k--k44-14-15m.jpg - показан весь маршрут целиком;

 

пер. Одиннадцати:

Высота

по каталогу: 5000 м., замер GPS на местности: 5031m.  http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1202/tianshan_e_01.htm#z3

Категория

по каталогу: 2Б, по факту прохождения: 2Б+

Характер

снежно-ледовый

GPS координаты

42.294170, 80.156030, точка LAG15, в файле точек han2010.wpt

Перевал расположен в хребте Сарыджас (Сарыджаз, Сары-Джас) к востоку от в. 4505,0м  (по 500м карте). Ведёт из долины/соединяет: лед. Зап. Баянкольский - лед. С. Иныльчек. Пройден группой турклуба МГУ под руководством Сергина К.С. 27-28 июля 2010 года в рамках горного похода 4 к.с. С юга на север. Категория трудности по факту прохождения .  Записка (и тур) не найдены. Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, веревки, обвязки.

Вывод по прохождению перевала: категория трудности 2Б - слегка занижена, скорее это простая 3А ( более 10 верёвок и все по делу). Если бы нашли более рациональный путь спуска в долину Баянкола, то согласился бы с категорированием как 2Б. С юга перевального взлета есть лавиноопасность и опасность обвалов льда - т.н. "горловина". Ночевка на седловине удобна - широкое снежное поле. Ночевка под седловиной с юга - опасность лавин. Ночевка на гребне с севера (при подъеме или спуске) - возможна в некоторых местах расширения гребня. Но узковато, только под маленькую палатку.

GPS - точки (координаты некоторых перевалов и др. объектов) и трек.

han2010.wpt (20кб); han2010-real.plt (20 кб)

Для извлечения координат, не обязательно файлы открывать в OZI-explorer, можно и в любом текстовом редакторе.

27.07.2010г.

м/н - пер. Одиннадцати (2Б, 5000)

ночлег на седловине пер. точка ночлега LAG 15

 26-07-2010_09.49.jpg
26-07-2010_09.49.jpg

 Рано утром начали подъем на пер. 11 сначала по левобережной морене, а потом по лед. 11. Трещин много, но не широкие. Перепрыгивали и обходили.

050k--k44-day15.jpg
050k--k44-day15.jpg
Карта на день пути. 27-07-2010_07.11.jpg
27-07-2010_07.11.jpg
Ледник начал прятаться под снегом. Надели снегоступы.
27-07-2010_07.11-13.jpg
27-07-2010_07.11-13.jpg
Выходящее солнце осветило вершины, но к нам оно не добралось. Утро было морозным и тихим, как и ночь, которая прошла спокойно, только на склонах Хан-Тенгри что-то рушилось и грохотало, а под палатками иногда трещал лед. Моренный вал, на котором мы ночевали - это лед, прикрытый мореной, не очень толстой.
27-07-2010_08.10.jpg
27-07-2010_08.10.jpg
Перед "бутылочным горлом" сделали привал. Здесь ледопад и склон в. Одиннадцати образуют узкий проход, который "простреливается " обвалами со склонов вершины.
27-07-2010_08.11.jpg
27-07-2010_08.11.jpg
Вид на юг, на путь подъема.
27-07-2010_09.11.jpg
27-07-2010_09.11.jpg
Стараясь не задерживаться, прошли опасное место.
27-07-2010_09.11-2.jpg
27-07-2010_09.11-2.jpg
Вид на верхнюю часть ледопада, который мы обошли.
27-07-2010_09.11-3.jpg
27-07-2010_09.11-3.jpg
Несмотря на наличие снегоступов, тропежка утомительна. Связки меняются.
27-07-2010_09.32.jpg
27-07-2010_09.32.jpg

долгий подъем и почти открылась перевальная седловина и взлёт пер. 11.

27-07-2010_09.32-3.jpg
27-07-2010_09.32-3.jpg
Вид вниз, на верхнюю часть ледопада ледника Одиннадцати. В безопасном месте привалились.
27-07-2010_09.57.jpg
27-07-2010_09.57.jpg
Дальнейший путь в верхний цирк, под перевал, значительно проще, хотя и утомителен. Трещины хорошо засыпаны. Следует опасаться лавин со склона пика Баянкольский.
27-07-2010_09.57-2.jpg
27-07-2010_09.57-2.jpg
Снег начинает оттаивать и хуже держит.
27-07-2010_10.16-4.jpg
27-07-2010_10.16-4.jpg
Кажущаяся ровность подходов под перевал, при ближайшем рассмотрении оборачивается локальными подъемами и спусками.
27-07-2010_10.39.jpg
27-07-2010_10.39.jpg
Вид вниз, на путь подъема.
27-07-2010_10.39-2.jpg
27-07-2010_10.39-2.jpg

До бергшрунда дошли связками и одной веревкой перил (скорее для удобства повесили, чем для безопасности). На склоне снег уже не держит, приходится глубоко тропить и подтягиваться на веревке удобно.

27-07-2010_13.25.jpg
27-07-2010_13.25.jpg
Бергшрунд лидер преодолел налегке с двумя ледорубами, затем еще одну веревку провесили налегке. Еще две веревки. Крепили на ледобурах, кроме двух последних, которые на ледорубах из-за толстого слоя снега.
27-07-2010_14.53-4.jpg
27-07-2010_14.53-4.jpg

На седловину вылезли довольными и поставили палатки и тент. Мы на фоне Хана.

27-07-2010_15.51.jpg
27-07-2010_15.51.jpg
Точка бивака=перевал Одиннадцати LAG15, 42.294170, 80.156030
27-07-2010_15.57-2.jpg
27-07-2010_15.57-2.jpg
Полдня на седловине перевала посвятили обустройству лагеря на случай сильного ветра. На фото- наш туалет. Палатки обнесли кольцом стен из снежных кирпичей, оборудовали кухню. Тур даже не пытались искать: всё в снегу. К вечеру подморозило, а ночью поднялся ветер, который дул и утром.

28.07.2010г

м/н - спуск с пер. Одиннадцати по северному гребню и затем под. лед. Зап. Баянкольский.

точка ночлега LAG 16

 28-07-2010_05.25-2.jpg
28-07-2010_05.25-2.jpg

Утром погода ветреная и морозная, со стороны Хана несет облачность, но перевалив хр. Сарыджас, облака рассеиваются, а остатки их ныряют вниз, затопляя долину.

050k--k44-day16.jpg
050k--k44-day16.jpg
карта на день 28-07-2010_05.25-7.jpg
28-07-2010_05.25-7.jpg
28-07-2010_06.49.jpg
28-07-2010_06.49.jpg

С седловины начали спуск на север, к леднику З. Баянкольскому.

 

28-07-2010_08.09.jpg
28-07-2010_08.09.jpg
Скоро пришлось вешать перила и далее: то перила, то связки – до вечера. Применили богатый арсенал приемов.
28-07-2010_08.10-12.jpg
28-07-2010_08.10-12.jpg
Точки делали и на бурах и на ледорубах и на камнях. Снимали и сдергиванием и и с нижней страховкой.
28-07-2010_08.10-4.jpg
28-07-2010_08.10-4.jpg
Сверху смотрим куда нам надо попасть в итоге – слиянию реки из лед. Зап. Баянкольский и реки из-под Мраморной стены.
28-07-2010_09.22.jpg
28-07-2010_09.22.jpg
Погода наладилась и солнце грело.
28-07-2010_09.22-6.jpg
28-07-2010_09.22-6.jpg
Добрались до гребня и продолжили спуск по нему.
28-07-2010_09.23.jpg
28-07-2010_09.23.jpg
 Местами можно идти пешком, местами - вешаем перила.
28-07-2010_10.53-10.jpg
28-07-2010_10.53-10.jpg
28-07-2010_11.36.jpg
28-07-2010_11.36.jpg
Гребень, по которому мы спускаемся, становится узким и неудобным для передвижения. Спуститься на ледник слева кажется возможным, но камнеопасно и ледник рваный.
28-07-2010_13.40.jpg
28-07-2010_13.40.jpg
Решили спускаться направо. Не предполагали, что придется до темноты и без обеда "корячится", но рады что в итоге целыми спустились.
28-07-2010_14.46.jpg
28-07-2010_14.46.jpg
Сверху казалось, что спуск будет несложен, только у самого ледника непонятно как будет перебраться через бергшрунд.
28-07-2010_15.20-3.jpg
28-07-2010_15.20-3.jpg
Но оказалось, что спуск весьма непрост, долог и камнеопасен местами.
28-07-2010_17.03.jpg
28-07-2010_17.03.jpg
В итоге мы повесили веревок 5, пересекли несколько кулуаров, неоднократно ходили в разведку. Пока спускались в одном из кулуаров на нас падали камни, было опасно.
28-07-2010_17.03-3.jpg
28-07-2010_17.03-3.jpg
Все скалы сильно разрушены. В одном месте нашли чью-то спусковую петлю столетней давности. Не всегда было возможно избежать спусков по кулуарам. Гребешки заканчивались отвесами, как и кулуары.
28-07-2010_17.03-8.jpg
28-07-2010_17.03-8.jpg
Не стоило нам так рано начинать спускаться к леднику. Надо было пройти по гребню еще с километр-два. Хоть и неудобно, зато безопасно. Ниже спуск на ледник выглядит проще. Но голову на отсечение не дам, что это так.
28-07-2010_17.38-6.jpg
28-07-2010_17.38-6.jpg
Без обеда и нормального отдыха мы продолжали спускаться, траверсируя и местами спускаясь прямо вниз. Кое-как сползли по кулуару на ледник, перед этим дюльфернув с двух ступеней гребешка и провесив верхнюю часть кулуара. Ледник поначалу тоже был неласков: трещины и нижняя часть ледопада потребовали провесить пару-тройку недлинных участков.
28-07-2010_19.16.jpg
28-07-2010_19.16.jpg
Затем ледник стал пологим и простым для ходьбы. Непогода закрывала окрестности. Вышли на правобережную морену и заночевали в первом подходящем месте, даже не разровняв толком площадки под палатки. LAG16, 42.316660, 80.167080, 3651м.

29.07.2010г

м/н - спуск по прав. Бер. р. Сарыкойноу (Сарыгайноу) (исток р. Баянкол) до  точки ночлега LAG 17, напротив левого притока - р. Жамансай

 29-07-2010_09.18-5.jpg
29-07-2010_09.18-5.jpg
Утром продолжили спуск. По моренам, прикрывающим "мертвый" лед, спустились под язык ледника Зап. Баянкольский и пошли по берегу реки.
050k--k44-day17.jpg
050k--k44-day17.jpg
карта на день 29-07-2010_10.14.jpg
29-07-2010_10.14.jpg
 Вниз, по прав. берегу реки из лед. Зап. Баянкольский
29-07-2010_11.22.jpg
29-07-2010_11.22.jpg
На фото - язык ледника, который сползает с хр. Сарыджас между вершин 5841,0м (пик Баянкольский) и 5761.0м. Этот ледник перегораживает долину, а река из лед. Зап. Баянкольский пробила себе туннель. Чтобы преодолеть ледник пришлось надевать кошки.
29-07-2010_11.22-2.jpg
29-07-2010_11.22-2.jpg
Ниже ледника продолжили спускаться по прав. бер. реки.
29-07-2010_11.49-2.jpg
29-07-2010_11.49-2.jpg
Выйдя на стрелку с рекой из-под Мраморной стены (от нее мы отделены холмами морен и скальными выходами), мы продолжили путь по берегу.
29-07-2010_11.49-3.jpg
29-07-2010_11.49-3.jpg
Пройдя прижим (который можно обойти поверху), мы скоро вышли на обширные, ровные места в междуречье, в углу-слиянии рек. Здесь много мест под биваки.
29-07-2010_12.04.jpg
29-07-2010_12.04.jpg
Поговорив с одиноким путешественником, который вылез из палатки, мы переправились по мосту на правый берез реки, текущей из-под Мраморной стены.
29-07-2010_14.30.jpg
29-07-2010_14.30.jpg
Чуть ниже она слилась с рекой из лед. Зап. Баянкольский, образовав реку Сарыкойноу, по прав. бер. которой мы и шли в дальнейшем. Под начинающимся дождем стали лагерем выше рудника Жаркулак, примерно напротив р. Жамансай. LAG17, 42.386980, 80.164380, высота 3006м.

30.07.2010г

м/н - спуск по р. Сарыкойноу (исток р. Баянкол) до рудника Жаркулак и далее по р. Кескентас (верхнее течение р. Баянкол, но ниже истока)  до устья р. Ашутор и далее спуск по р. Баянкол (это название река принимает после слияния с р. Ашутор) до точки ночлега LAG 18

 30-07-2010_09.57-11.jpg
30-07-2010_09.57-11.jpg
Дождь утром стих, но грозится начаться снова. Дошли до рудника, точнее до нескольких домиков-сарайчиков-вагончиков и кучи сломанной техники. Пытались выяснить - можно ли отсюда позвонить, но безуспешно. Из населения были только несколько пацанов и взрослых, которые пытались что-то чинить в технике и вытаскивали завязший в грязи УАЗик-"буханку"
050k--k44-day18.jpg
050k--k44-day18.jpg
карта на день 30-07-2010_10.26-3.jpg
30-07-2010_10.26-3.jpg
От Жаркулака и ниже река называется уже Кескентас. Дорога от поселка идет по-прежнему по правому берегу. Но есть под Жаркулаком и мост на левый берег - к кошу, который у устья р. Карасай, на левом берегу. А большой, автомобильный мост (на фото) на левый берег есть примерно в 3 км. ниже Жаркулака.
 30-07-2010_10.26.jpg
30-07-2010_10.26.jpg
Если в районе Жаркулака  дорога представляет собой труднопоезжаемую грязе-каменную колею, то постепенно она становится суше и лучше. А у моста становится совсем хорошей.
30-07-2010_10.41.jpg
30-07-2010_10.41.jpg
Ниже моста дорога идет почти на уровне реки Кескентас, только иногда взбираясь на отроги.
30-07-2010_11.11.jpg
30-07-2010_11.11.jpg
30-07-2010_11.36-2.jpg
30-07-2010_11.36-2.jpg
В уютном уголке долины мы увидели очередные остатки метеорологических приборов. Во времена Советского Союза сбор метеоданных был широко развернут даже в горах, но потом все это оказалось заброшено. Иногда дорога идет по руслу реки, а тропа пробирается по берегу. На лугах часты ручьи и заболоченность. После обеда мы дошли до слияния с рекой Ашутор (Ашутор Восточная), вверх по которой мы шли к пер. Надежды в начале похода.
30-07-2010_14.46-3.jpg
30-07-2010_14.46-3.jpg
 По мосту перешли на правый берег р. Кескентас, которая здесь, после слияния с Ашутором, принимает имя Баянкол. Через километра 3, выменяв в коше молочных продуктов, мы разбили бивак под деревьями в устье ручья Бодобексай (Бодобоксай). Пошел дождь. Точка ночлега LAG 18 42.532210, 80.110010, 2500м

 

31.07.2010г

Полуднёвка. м/н-спуск по р. Баянкол до уровня погранзаставы Баянкол, заночевали в лесочке, на пр. бер. Р. Баянкол/ точка LAG 19 (она же точка LAG 0) 

200k-day19.jpg
200k-day19.jpg
Карта на день.

 31-07-2010_19.08-5.jpg
31-07-2010_19.08-5.jpg

Всю ночь и день шел дождь. Решили не ждать прояснения и пошли вниз по долине  р. Баянкол до уровня погранзаставы Баянкол, где и заночевали в знакомом  лесочке, на пр. бер. р. Баянкол. Тут и дождь стих. точка LAG 19 42.598890, 79.998590, 2234м.

01-08-2010_12.02-2.jpg
01-08-2010_12.02-2.jpg
Днем, просушившись, подошли к воротам погранзаставы Баянкол. Здесь нас промариновали пару часов под разными предлогами. Сержант, посредством которого шло общение, пытался выклянчить подарок-взятку. Кажется помогла бумага - сопроводительное письмо, которое гласило, что мы не абы кто, а группа с заданиями и полезными целями.
01-08-2010_12.04-2.jpg
01-08-2010_12.04-2.jpg
Пока шла тягомотина с нашим выпуском из погранзоны, мы радовались, что в запасе у нас много времени до прибытия заказанной машины. Также очень настойчиво у нас попросили флешку от фотоаппарата, которую скопировали в ноутбук при нас же. Повод порадоваться, что наш фотограф имел запасной фотик, откуда и достал карту памяти, которая не содержала  маршрутных, видовых фотографий.
01-08-2010_15.53.jpg
01-08-2010_15.53.jpg
После очередного переписывания наших данных молодым бойцом от руки в амбарную книгу, мы были пропущены "на волю". Отошли с километр по дороге и расположились под елками, невдалеке. Потом загрузились в пришедшую машину, на которой доехали уже в темноте в Алма-Ату (Алматы), где при помощи водителя арендовали квартиру на ночь и полдня до самолета.

Вернуться к оглавлению;    Вернуться к предыдущей  части;     Перейти  к справочным сведениям о походе;     Перейти  к приложениям и выводам.   

Hosted by uCoz
Обращение к пользователям