Вернуться на главную стр.     Назад

Детский, водный поход по Ю. Карелии,

по Тулемайоки. 8-18.08.2009г. Впечатления, выводы, рекомендации.

Выбор района для давно запланированного детского похода осуществился только за 3 дня до выезда. Вернувшись из горного похода 3.08 я списался с проявлявшими ранее интерес, но ни с кем не получилось пойти вместе. Семейная пара звала в Сев. Карелию, на р. Кереть, а мои предпочтения были: короткий, недорогой подъезд/выезд (заброска/выброска). Пошли на катамаране - небольшой, спортивной четверке. Спасибо Саше Бурбаеву, Игорю Лапшину, Сереге Кузовкину - владельцам катамарана!

Выбирали из: Южная Карелия или Юг России, типа реки Медведицы и Хопра. Река Ю. Шуя очень удобна в плане транспорта, но помню толпы людей на всех стоянках, мусор, поэтому остановился предварительно на р. Видлице, которая малохожена  и при этом недалека. В поезде, почитав книгу Шилова (На байдарках по Карелии), выбрали Тулемайоки, несмотря на необходимость обноса двух плотин. Забегая вперед, скажу что не пожалели, а на Видлицу мы еще сходим, вероятно. Посмотреть трек маршрута на ГУГЛ картах:GPSies - Tulemajoki Маленький дневник похода с фото, цифрами и ценами ниже, а пока:

Коротенько о реке Тулеме.

(Тулемайоки. Суффикс -йоки, означает по саамски "река").

Пользуясь общественным транспортом, от посадки в поезд в Москве к началу сплава ( бивак у моста через Ломолайоки) мы доехали за 20 часов, включая пешую 4-х часовую экскурсию по Петрозаводску. Пользоваться местными автобусами в выходные дни и большой группе может быть затруднительно или невозможно, дешевле будет арендовать микроавтобус.

Начать плавание можно от Тулмозера, вдоль сев. берега которого идет шоссе Петрозаводск-Питкяранта и есть деревни. А можно доехать чуть дальше за д. Колатсельга и выйти на мосту через р. Лоймолу, по которой доплыть пару км. до р. Тулемы.

Река недлинная, как раз годится для недельного сплава на неспешном и медленном по сравнению с байдарками катамаране. Очень красивая. Есть выходы скал по берегам и целые скальные стенки, валуны. Комаров и мошки в августе уже мало, даже по городским меркам. Зато созревают брусника на припеках, черника - везде, малина - не везде, но если есть, то густо и обильно, земляника еще есть, про грибы и говорить не стоит отдельно: они есть. Рыбалка даже нам, дилетантам, берущим удочку и спиннинг 2 раза в год, принесла приличный улов. Никаких инспекторов ГИМС или рыбоохраны не видели, да там их вероятно и нет. Подробнее в конце этого текста смотри ответ от пресс-службы ГУ МЧС РФ по РК на эту тему.

Препятствия для катамарана несложны, никаких маневров не требуют, достаточно идти по главной струе. Если не по главной, то возможна посадка на мелкие камни и придется вручную сталкивать. Перевернуться на Тулемских порогах на кате невозможно. Воды хватало для "чистого" прохода шивер и порогов, не знаю, этот ли (2009) год многоводный или всегда так. Ширина реки до 100м, завалов нет. Нет и озер на пути. От переката (порога) до переката (порога) есть довольно длинные плесы, которые при встречном ветре идти тоскливо. Когда-то по реке был лесосплав, от которого остались топляки и ряжевые стенки в порогах. Ни первые ни вторые нам не мешали.

Главным недостатком реки является наличие двух плотин ГЭС. Они требуют однозначного обноса. Плотины находятся ближе к концу реки, восстановлены и действуют. От верхней можно уехать, договорившись со смотрителем на его машине или микроавтобусе. Причалить можно почти к домику смотрителя. Плотины разделены плесом 1.5 км.

Оборудованных (т.е. кострище+сиденья+столы) мест биваков на Тулемайоки мы не видели, да и не искали. Необорудованных (т.е. вообще нетронутых) - очень много. Минут за 15 сплава можно найти подходящее для стоянки место. Координаты наших стоянок можно посмотреть на картах с отметками биваков и обедов 100k-p36-089_090.jpg, 100k-p36-087_088.jpg или в файле GPS точек. При этом учитывайте, что нам для катамарана проще выбрать место: можем встать на берегу без пологого выхода к воде.

Для лучшего понимания местности есть топокарты-километровки, взятые отсюда: http://poehali.org/maps

100k--p36-089_090.gif с привязкой 100k--p36-089_090.map - первая половина реки от Тулмозера.

100k--p36-087_088.gif с привязкой 100k--p36-087_088.map - плотины, пос. Салми, Ладога.

Еще интересно отметить, почти везде вдоль реки идет низкая терраса, и что к воде выходит чаще лиственный лес, но чуть глубже (через 5-10 м) он сменяется на смешанный или хвойный. Болотистых берегов нет. Ближе к поселку Салми, у порога "Колхозный" (единственный населенный пункт на реке) лес становится хуже и стоянок меньше.

Можно выйти в Ладожское озеро при слабом ветре и найти стоянку на его берегах или полуостровах. Но при этом надо учитывать, что непогода (или сильный ветер) может продлиться пару дней и не позволит вернуться к автобусу или поезду. По карте просчитайте запасные варианты выброски по суше.

Выброска возможна автобусом или поездом. Шоссе и ж/д путь идут вдоль берега Ладоги.  В пос. Салми (см. карту 100k--p36-087_088.gif ) автобусная остановка находится в 300 м на восток от автомоста через реку. Ж/д остановка - примерно 1 км на запад от ж/д моста. Поезд идет сейчас (2009г) всего один, вечером  и приходит в Лодейное Поле (узловая станция, откуда можно ехать и в Москву и в Мурманск и в Питер) ночью. Вагоны только общие, как нам сказали. Есть ли сейчас прицепные вагоны до Питера - не знаю, когда-то были. Автобусов всего три: 9 утра на Петрозаводск, 14-30 на Питер, с заездом в Лодейное Поле и в 17-45 в Петрозаводск. В выходные они полные.

Маленький дневник похода с фото, цифрами и ценами.

Билеты (полный билет - 1012р в одну сторону) на поезд до Петрозаводска и обратно покупали по интернету, с сайта РЖД. Оставались только боковые места. Но, поскольку у нас груз необъемный и вполне подъемный (баллоны для катамарана, раму не берем из-за габаритов и веса, делая на месте, лопасти весел, одежда на взрослых и детей, некоторая еда... ), нас и боковушки устраивают. Дети несут рюкзачки со своими вещами. Чтобы было меньше проблем в дороге, путь туда и обратно приурочили к будним дням.

8 августа 2009г. вечером сели в поезд в Москве, а в 7-30 утра 9.08 сошли в Петрозаводске. Сдали рюкзаки в камеру хранения на ж/д вокзале (175 руб за рюкзак любых размеров). Сходили на автостанцию и купили билеты до дер. Колатсельга на автобус Петрозаводск-Сортавала отправлением в полдень. Взрослый билет стоит 210 руб., детский (до 10 лет) - 105 руб. А багаж - 30 руб. за рюкзак, уже водителю автобуса.

Затем отправились гулять по Петрозаводску. Спустились к почти пустынной в утренние часы набережной Онежского оз. Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г. Пока прогулялись до конца, начал прибывать народ и мы пошли в город. В супермаркете "Линия" купили недостающие продукты. Из дома мы берем только сложные в фасовке продукты, а тяжелые, типа свежих овощей, тушенки, сгущенки, покупаем на месте. Посмотреть нашу раскладку с комментариями.

Автобус оказался обычным ПАЗиком, рюкзаки засунули на задние сидение и стекло. Хорошо, что людей было не битком. Ехали по трассе Мурманск-Питер (М18), потом свернули на Р-21. Это шоссе тоже вполне приличное, автобус едет быстро. Проехали Ведлозеро, обогнули Тулмозеро, в Колатсельге остановились у магазина на 10 мин. В 14-30 вышли за мостом через Лоймолайоки. Прошлись по берегам в поисках места ночевки и стапеля. Нашли не близко, на правом берегу Лоймолайоки, под шиверой, но выше разлива, что выше моста - см. точку BIVAK1. карта первой части маршрута Тулемайоки 2009гКарелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.

Весь день и вечер купались, собирали ягоды, заготавливали жерди для рамы. Поскольку мы обычно ставим на кат палатку, то делаем частый настил и жердей надо много. Утром следующего дня, 10.08 снова отличная погода. К 16-30 ч завершили стапель и отчалили.

  Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г. 

Под автомостом через Лоймолайоки мелкая шивера. Но прошли почти чисто. Скоро впали в Тулемайоки. Пара-тройка шивер-перекатов и спокойная вода. Нашли с третьей попытки приятное место для бивака. На карте отмечено точкой "BIVAK2". Проблема выбора места для бивака на Туремайоки в том, что этих мест слишком много. А выбор лучшего среди хорошего и отличного вызывает споры и потерю времени.

Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.  Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.      Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г. 

Дети помогают разгрузить кат, приносят хворост для костра и воду. Прогулки по окрестностям сначала предпринимают дети, пока мы занимаемся палатками и едой. Потом и взрослые осматривают интересное по рассказам первооткрывателей. За грибами и ягодами специально не ходим - они вокруг и так есть, только собирай!

Следующий день 11 августа был вполне рабочим и интересным и типичным. Будильник мы ставим на 7 утра. Вылезаем из палаток в 7-30. Маша на рыбалку - раньше. Отходим в 10-30. Часто вылезаем на берег размяться, поесть ягод, или просто в туалет :). Обедаем в 13 ч примерно. На горелке или на костре варим суп и чай, к которым добавляется по желанию жареная рыба, грибы... Место для стоянки начинаем присматривать с 17ч или позже, в 18-30 уже встаем на ночь. Темнеет в 22 ч, к этому времени уже ложимся спать.

 Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.  Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.  Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.  Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.  Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г. Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.      Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.

Очередная ночевка была прямо на стремнине переката-шиверы, на высоком, правом берегу. Здесь хорошо ловились окуньки и щуки на блесну. Блесны использовали небольшие, самые дешевые, по 40 руб. На карте отмечено точкой "BIVAK3".

Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г. 

Дорогу, которая нарисована на карте, еще видно, по левому берегу ей пользуются рыбаки. А вот мост уже полностью разрушен и унесен. Только остатки опор по берегам и в русле видны. На ночь встали в смешанном лесу около сельги - скального гребня, который тянется из глубин леса, пересекает реку, образуя перекат и уходя дальше. В 30 м от берега смешанный лес превращается в моховой сосняк. В лесу гребень сельги порос деревьями и нас поразило обилие огромных муравейников. Собрали в этот раз не лисички к ужину, а грибы ежевики. На карте отмечено точкой "BIVAK4". Вечер закончился рыбалкой. А следующий день ознаменовался малым количеством перекатов, нудной греблей при встречном ветре. Зашли в правый приток по имени Исо-Кивийоки. Там было безветренно, царство бобров. Дошли до непроходимого завала и пообедали на притоке тоже. На карте отмечено точкой "PRITOK1".

 Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.

Заночевали у интересного выхода из воды пологих, гранитных плит. Снова удачная рыбалка. На карте карта второй части маршрута Тулемайоки 2009г отмечено точкой "BIVAK5".Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г. 

До плотины ГЭС Сууриеки на карте нарисованы обрывистые берега, но ничего обрывистого так и не увидели. Обычная, невысокая, лесистая терраса, удобная для биваков. И порог Кайттилакоски разочаровал - перекат, а не порог. Затем сужение с маленькими, каменными островками в русле, сразу за которым мы стали прямо на пологих плитах биваком. На карте  отмечено точкой "BIVAK6". Более удобное, с отличным выходом и просторное место для бивака есть слева, в 20 м перед плотиной. Этот же выход служит для обноса. Нам обнести плотину помогла группа из Тулы, которая идет на байдарках "Таймень". Без их помощи пришлось бы отвязывать баллоны от рамы и перетаскивать отдельно, ибо рама довольно тяжелая, хоть и сделана из сухостоя.

Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.  

Под плотиной вновь загрузили кат вещами, проскреблись по узкому и мелкому порожку, сев по дороге на все камни. И это при том, что утром через плотину больше воды стало идти. Может быть в связи в прошедшим вчера дождем-грозой? До следующей плотины 1.6 км по спокойной воде. Чалка и обнос снова по левому берегу.

   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г. 

А вот обнос куда сложнее и длиннее. Байдарки в лесу еще пройдут по узкой тропе, а катамаран не пронести. Поэтому мы его просто сбросили с плотины, он без повреждений слился и сел на мель в начале порога, который тянется на 300 м до расширения русла. Порог довольно сложный из-за узостей, куда наш кат просто не влезал и его приходилось перетаскивать через камни. Поток довольно сильный, чтоб сбить с ног, если неудачно встанешь. Каркасной байдарке там не выжить.

 Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.  Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г. 

В порог Колхозный вошли как-то неожиданно, его начало воспринялось как продолжение - вторая или третья ступень предыдущего порога - Хютюнкари. Колхозный оказался весьма приличным порогом, нас даже обдало водой целиком. И длинным. На разветвлении русла, где слева видна опора отсутствующего, старого моста, остановились на просмотр и обед. Идти проще справа, где глубже. Пока обедали, прошел дождь, но мы натянули тент заранее. Много спелой малины. За автомостом, справа, причалили и сбегали в магазин, купив курицу, майонез, сало, хлеб, мороженое и др. Заодно узнали про автобусы. Затем вышли в Ладожское озеро, в залив Лункуланлахти, но повернуть направо не смогли - ветер нас отгонял на какие-то неприятные торчки у восточного края устья. Забились в камыши и пытались по ним пройти, но много не получилось. Когда ветер немного утих, довольно тяжело, но догребли до прекрасного мысочка с замечательным лесом и старой стоянкой. На карте  отмечено точкой "BIVAK7".

 Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.  Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.   Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г.  

На этой стоянке провели два с половиной дня. На реке мы не сделали ни одной дневки, что, в общем-то противоречит концепции детских походов, но дети сами не хотели сидеть на одном месте. Здесь же мы не могли бы от берега отойти при всем желании - с полудня 16.08 подул сильный юго-западный ветер. Так что эти дневки были скорее вынужденными. Наши планы были: сплавать на остров Лункулансаари, что напротив нас в 2-3-х км. Потом вернуться на коренной берег, переночевать и переплыть обратно в пос. Салми, разобраться у автомоста и сесть на автобус. Но ветер все изменил.  Зато погуляли по лесам. Нашли на берегу в 10 м от воды камень с рымом-кольцом для чалки лодок. Уровень озера меняется? Карелия, сплав по Тулемайоки, 2009г. Разведка показала, что есть остановка (на карте  отмечено точкой "AVTOBUSOST") у выезда из санатория, где останавливаются все (три шт. в день) автобусы из Питкяранты. 18.08 на эту остановку мы пришли пешком. В 14-30 сели в полупустой автобус Питкяранта-Питер, с заездом в Лодейное Поле (до него от Салми около 130 км). Билеты 3 взрослых+2 детских + три рюкзака стоил 640 руб. Ехали медленно и часто останавливались в деревнях. Уже в Видлице автобус был полон, люди стояли в проходе. В 18 ч приехали в Лодейное Поле к ж/д вокзалу, где мы дождались своего поезда Петрозаводск-Москва и сели на него в 22-18. В 9 утра 19.08.2009г мы приехали на Ленинградский вокзал.

Ответы на вопросы:- сколько вашим детям лет?
тем, что ходили - 5.5 и 10.5 лет
- зачем вы натягиваете на катамаране палатку и как задние гребцы гребут из-за палатки?
Палатка каркасная. Ее ставим на палубу-настил. Для комфорта и защиты от непогоды. Там дети сидят, рисуют, читают, бесятся. Или сидят перед палаткой, между гребцами, которых всего два на весь катамаран. Третий - на смену уставшим или рулит сзади на плесах. Палатка стоит по заднему краю настила-палубы. Вечером из палатки вынимаем все, кроме ковриков и переносим ее на берег, где и спим. На катамаране ни разу не спали.
- сколько человек ходило (применительно к раскладке вопрос).
Пятеро. Трое взрослых и двое детей.
- не опасно идти с детьми 3.5 и 4.5 лет на пороги?
Опасно. Но все относительно. Понимание - насколько, приходит с опытом. И пофигизма (фатализма, глупости, безбашенности) родителей. Надежнее посидеть на диване перед телевизором, а продукты заказывать на дом. Тогда еще и опасность встречи с нехорошими людьми и машинами уменьшится ;))
Безопасность на воде:   Для детей взяли нарукавники для обучения плаванию. Конечно, они не заменят нормальный спасжилет в пороге, но лучше, чем ничего. И еще такое соображение: спасжилет довольно неудобен для подвижных детей, в нем жарко. Надевать и снимать его долго, по сравнению с нарукавниками, поэтому, учитывая надежность плавсредства, решили ограничиться минимальной защитой. Важные вещи и продукты были защищены гермомешками. С собой была запасная лопасть весла, которая на плесах выполняла роль руля.

Стоимость похода: примерно 3300 руб на человека. Самые крупные траты: 2024руб - билет на поезд в оба конца, 240+160 руб - оба автобуса с багажом, 800 руб(сумма несколько занижено, ибо не все учли). - продукты.

 -----Original Message-----

> From: пресс-служба ГУ МЧС РФ по РК [mailto:pressmchskarelia@yandex.ru]

> Sent: Friday, August 14, 2009 11:11 AM

> To: ks.sergin@gmail.com

> Subject: Re: Вопрос по маломерным судам

>

> Здравствуйте Константин. Правила распространяются и на Ваше

> маломерное судно тоже, а спортивными суда считаются только в

> момент соревнований, а как только соревнования заканчиваются, на

> него также распространяются все правила для маломерных судов.

> Сами инспектора ГИМС никого не штрафуют. Они оформляют протокол

> об административном правонарушении , и отправляют его в суд, а

> решение оштрафовать нарушителя или нет принимает судья. Хорошего

> и безопасного отдыха Вам и Вашей семье. Не забудьте

> зарегистрироваться, когда поедете путешествовать не забудьте спас

> средства, а маленького ребенка лучше оставьте дома. Всего

> доброго.Вед специалист отдела ГИМС З. Буртовская

 

============

Вопрос по маломерным судам.

У меня катамаран самодельный, хочу с семьей проплыть в августе на недельку по Ю. Шуе.

Пугают лютующими инспекторами ГИМС + по совместительству они же рыбоохрана.

Штрафуют без квитанций за незарегистрированнное байдарки и катамараны (гребные, спортивные).

От 500 до 2500 р.

Правильно ли я понимаю, из п.1 Правил

что действие правил НЕ распростространяется на мой катамаран и байдарки тоже?

И инспекторы ГИМС (настоящие или мнимые) мне не имеют права выписывать и брать штраф?

=============

1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и распространяются на принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

Вернуться на главную стр.     Назад